Калининградская область вот уже несколько лет сталкивается с перебоями в поставке сырья для производства стройматериалов — прежде всего цемента и извести. С чем это связано, какие риски существуют для строительной отрасли в целом и есть ли пути решения проблемы — в обзоре «Клопс».
Без сырья
Как подчеркнул председатель совета директоров индустриального парка «Данор» Александр Данишевский, в Калининградской области остро стоит проблема собственного сырья для производства стройматериалов.
Основной локомотив Калининградской области — это строительный бизнес, в первую очередь гражданское домостроение.
«По своим показателям отрасль в числе лидеров в России, при этом полностью потребляет стройматериалы местного производства. И у нас при таких объёмах нет своего сырья!»
В год самый западный регион России потребляет более 500 тысяч тонн цемента. И он весь привозится из «большой» России. «Для его производства нет сырья. Вообще, у нас кроме песка и глины для строительства ничего нет!» — говорит Данишевский.
Свобода для чужих
До недавнего времени проблемы с доставкой стройматериалов не существовало вовсе. Всё везли из-за границы: цемент — из Литвы и Польши, щебень — из Швеции.
Практически весь сборный железобетон был литовским. Калининградские застройщики покупали в Литве стеновые панели, плиты перекрытия, лестничные марши, сваи и другую продукцию.
Всё это вызвало кризис калининградской промышленности по выпуску стройматериалов. Местные железобетонные заводы и домостроительные комбинаты не могли конкурировать с импортной продукцией, потому что она ввозилась в режиме свободной таможенной зоны с освобождением от пошлин и ввозного НДС.
По словам Александра Данишевского, калининградская свободная экономическая зона оказалась свободной для иностранцев, а не для местных производителей.
«Импортёры шли сюда, чтобы разорить нас, — заявил он. — Губернатор Юрий Маточкин, который и принял этот закон, поддался давлению лоббистов. Свободная экономическая зона задумывалась, чтобы создавать новые производства, а в итоге загубили действующие, в том числе промышленность стройматериалов».
Защитить местный рынок
В 2014 году Данишевский построил в регионе завод «АэроБлок» и стал выпускать газосиликатные блоки — лёгкий бетон. Промышленник столкнулся с тем, что импортные стройматериалы из-за льгот стоят дешевле. Строители вполне ожидаемо покупали продукцию иностранного производства, а калининградская оставалась невостребованной.
Александр Данишевский счёл такое положение дел несправедливым, поскольку конкуренция была недобросовестной, и начал стучаться во все двери во властных коридорах. И достучался до премьер-министра России Дмитрия Медведева.
В 2015 году во время визита в Калининградскую область глава правительства посетил завод Данишевского. После этого было принято решение уравнять импортные стройматериалы с отечественными.
«В постановлении правительства было два кода — бетоны тяжёлые и бетоны лёгкие, — рассказал Данишевский. — Это сделано специально, чтобы закрыть возможность манипуляции со стороны недобросовестных импортёров, которые под видом железобетона завозили газосиликатные блоки.
Таким образом мы защитили рынок не только для своей продукции, но и для всех калининградских производителей: заводов "АэроБлок", "ЭкоБлок", ЖБИ-1, ЖБИ-2, "ЖБИ-Мелиорация", "ЖБИ — XXI век" и других. Этим решением были спасены предприятия лёгких и тяжёлых бетонов».
Точно такое же постановление российского правительства было принято по ввозу в Калининградскую область сухих строительных смесей.
«Нас снова поддержал премьер-министр Дмитрий Медведев по представлению губернатора Антона Алиханова. Таким образом в регионе появились новые производства по выпуску этой продукции».
Жизнь доказала, что это решение было правильным и своевременным. В 2022 году страны Европейского союза наложили на Россию санкции. В их числе — запрет на поставку стройматериалов.
Нетрудно догадаться, что, если бы калининградских производителей стройматериалов не уравняли с иностранными, область оказалась бы в прямой зависимости от импорта. И санкции остановили бы всё строительство.
Заводы в один день не построить, и стройматериалы пришлось бы везти морем из России. Стоимость их взлетела бы до небес. О каком строительстве можно тогда говорить?
Лихорадка с транзитом
Несмотря на то что строительная отрасль в регионе динамично развивается, зависимость от поставок сырья по-прежнему сохраняется.
«Сухопутного транзита с каждым годом всё меньше и меньше, — подчеркнул Владимир Корнев, заместитель генерального директора завода «АэроБлок», —
И мы всецело зависим от настроения Литвы. То согласуют вагон, то не согласуют.
В середине августа лимит на перевозку извести закончился. Остаётся перевозка морем. И если цемент можно возить в биг-бэгах, в контейнерах, то с известью так нельзя. Негашёную известь можно перевозить либо в цистернах, либо в вагоне-хоппере».
Если срок доставки «по земле» составлял две недели, то по морю — месяц и более. Железнодорожных паромов всего два: случись что, транзит встанет. Доставка нефтепродуктов и военных грузов — в приоритете, все остальные встают в очередь.
«Разрешённого парка ж/д вагонов практически нет, — сказал Александр Данишевский. — Они или очень старые, и Литва не пропускает их из-за технического состояния, или в лизинге у подсанкционных компаний, которым запрещено находиться на территории Евросоюза. Остальные не хотят связываться с Калининградом, потому что и так хорошо зарабатывают в России. В итоге оборот вагонов увеличивается в два раза. Из-за их нехватки сырьё не поставляется регулярно.
А нет сырья — нет и производства. Нас лихорадило весь год. И мы вынуждены останавливать предприятия».
Новые заводы
Запасать цемент и известь невозможно. Например, на заводе Данишевского склады рассчитаны лишь на месяц работы.
«Если запасы не будут пополняться, то предприятия, работая в полную силу, быстро выберут этот объём и остановятся», — сообщил владелец.
Решение проблемы — строительство в Калининградской области заводов по производству цемента и извести. Но не полного цикла, так как собственного сырья для выпуска этой продукции в регионе нет, а из промежуточных материалов. Для цемента это клинкер — глина, известняк и другие компоненты, они обжигаются и получается камешек. Для извести — известковый камень.
«И цементный клинкер, и известковый камень могут храниться на открытом воздухе сколько угодно, — подчеркнул Александр Данишевский. — Только наша территория способна вместить 600 тысяч тонн клинкера и 350 тысяч тонн известняка. То есть мы можем создать запасы и, если поставки прекратятся, станем молоть этот клинкер и получать цемент. И тогда область может не зависеть от поставок готовой продукции вообще. То же самое с известью. И тот и другой продукт можно перевозить морским транспортом, и не в вагонах, а навалом».
Как отметил Александр Данишевский, строительство цементного и известкового заводов позволит обеспечить промышленную безопасность Калининградской области.
«Это напрямую влияет на социально-политическую стабильность нашего региона. Ведь если остановится строительство, встанут все смежные производства, а это десятки тысяч человек смежных специалистов: каменщики, бетонщики, штукатуры, ремонтники, оконщики, мебельщики и масса других специалистов.
Профессионалы без работы не будут — они уедут в другие регионы, где на них повышенный спрос. А вот Калининград останется ни с чем.
Разрушение строительной отрасли грозит стать началом цепной реакции. Посыплется всё: торговля, сфера услуг, туризм».
Александр Данишевский, по его словам, намерен инвестировать в строительство новых предприятий около 1,5 миллиарда рублей: «Мы уже прошли стадию предподготовки. У нас есть проектные решения, часть оборудования будет здесь изготавливаться местными производителями, что обеспечит загрузку промышленных предприятий. Уже предварительно договорились с поставщиками клинкера и известкового камня».
Но есть проблема — это стоимость доставки сырья в Калининградскую область. В настоящее время она гораздо выше, чем по России.
«Мы готовы взять на себя все инвестиции в создание цементного завода и завода по производству извести. Но стоимость доставки сырья сейчас непосильная. Разницу нужно субсидировать, иначе проект нерентабелен».
Субсидии позволят сохранить нынешние цены на стройматериалы. В противном случае они подорожают.
«Необходимо учитывать, что создание запаса клинкера и известняка тоже стоит немалых денег, — пояснил Александр Данишевский. — Нам придётся вывести из оборота значительный капитал.
У производителей стройматериалов низкая маржа, в три раза меньше, нежели у строителей.
Если бы мы зарабатывали столько, сколько девелоперы, мы, конечно, не говорили бы ни о каких субсидиях и легко могли бы взять эти расходы на себя. Но в нынешних условиях это невозможно».
Государственный подход
Один из основателей промышленного производства строительных материалов в Калининградской области Алексей Войтов дал высокую оценку инициативе Александра Данишевского. Ветеран отметил, что до середины 60-х годов в Калининградской области не строили дома, а капитально ремонтировали или разбирали на кирпич, который отправляли в Ленинград.
«В первые годы местной базы строительной индустрии не было и построить её не получалось. Особенно тяжело пришлось, когда создали совместный совнархоз с литовцами и они часть наших фондов на стройматериалы увозили к себе».
В Калининградской области всегда была проблема со стройматериалами. Только в прежнее время это было связано с отсутствием необходимых фондов.
«Смогли выбить фонды, получить сырьё — хорошо. А если нет, приходилось выкручиваться. Я приехал в Калининград в 1959 году, начинал мастером на ЖБИ-2, потом технологом и более 15 лет — главным инженером.
Мы выпускали панели перекрытия с деревянными ящиками внутри, пустотообразователей тогда не было. Первые такие перекрытия были положены в магазине "Маяк".
Керамзита не было, рушили немецкие здания, дробилками разбивали, делали наружно-стеновые блоки. В частности, из таких материалов были построены дома на Богдана Хмельницкого. И они выдержали землетрясение, ни один не треснул».
По утверждению Алексея Войтова, если бы в прежние годы были такие технологии, которые внедрены на предприятиях Данишевского, внешний облик зданий был бы совершенно другим.
«Современный уровень развития калининградской промышленности стройматериалов — это сказка! Я в своё время много предприятий объехал, и то, что сделано в Калининграде, — это самые современные технологии. В России таких заводов единицы, если вообще есть. И производство цемента и извести дадут устойчивость региональной стройиндустрии. Это самый настоящий государственный подход».