Мусорная площадка с двумя кесками и конструкцией для разделения отходов. Запах окислившегося металла, хлопки пакетов на ветру, едва уловимая мелодия из старого приёмника и одинокая женщина, сидящая, подняв лицо к небу, на тюке тряпья. Её имя Никак, и она упала с Луны.
По словам местных жителей, неизвестная «просто появилась» в начале сентября на площадке для мусорных баков возле дома 38 по улице Чайковского.
Она привлекла внимание не только неожиданностью возникновения, но и отличным от большинства бездомных поведением. «На бомжиху она непохожа, алкоголь не пьёт. Просто сидит и никуда не ходит. Только в туалет за угол», — поведала местная жительница Лариса.
Исключительная порядочность и хоть сколько-то опрятный вид бродяжки вызвали в людях сочувствие и даже некоторую симпатию. Соседи стали замечать: то один, то другой по мере сил ей помогают.
«Я, сколько выхожу, обязательно кого-то вижу. С утра кто-то подходит и вечером. Даже вот видела, как парень ей кушать выносит», — говорит Лиля, пожертвовавшая бездомной свою куртку.
Но, несмотря на доброе отношение, местные обеспокоены постоянным присутствием незнакомки. «Вот так идёшь, а она лежит. Вдруг померла? Лотерея каждое утро... — поделился житель дома Андрей, бросив взгляд на мирно сидящую женщину. — И [чёрт] с ним, сейчас тепло, а зимой ей точно [конец]».
При общении с корреспондентом обитательница мусорной площадки поначалу вела себя саркастично. Много язвила. На вопросы об имени и происхождении ответила резко:
«Звать меня Никак, я упала с Луны». Однако со временем Никак пошла на контакт — благодаря потребности в табаке. Женщина согласилась давать по одному ответу за сигарету. Но насчёт имени и происхождения версия осталась та же, что и в первый раз. Она закивала и рассмеялась, беззлобно назвав корреспондента дураком.
«Я на глупые вопросы не отвечаю, — добавила Никак. — Каждый день кто-то приходит и спрашивает, как я тут оказалась. Я к другу пришла, думала — вот будет встреча! А друг умер. Три или четыре года назад умер, когда все болели».
Она помолчала, затянувшись, не обращая внимания на сползшие очки, обнажившие бельма на глазах, и вдруг спросила:
Как вы думаете, ангелы есть? Я хоть и слепая, но его вижу. Он и сейчас здеся. Я курю, он в огонь лезет. Я в туалет, он за мной. Как вы думаете, бывает такое?..»
Никак призналась, что её подруга Светлана говорит, что это её хранитель. Однако бездомная ставит профессионализм ангела под сомнение.
«Она в Бога верит, только в другого — в Михаила. А я говорю: «Света, ты что, с Луны свалилась, как я? Какой ангел?» А она и говорит: «Ну, это ангел, который охраняет тебя». Получше мог бы охранять», — хмыкнула женщина не без иронии, а затем резко замолчала.
Подробностей о Светлане она не раскрыла, но вскоре поделилась ещё одним личным переживанием. «Вы знаете, сколько мне этот козёл боли сделал?.. Этот кабан. Эта свинья!» — выкрикнула Никак, испугав сидящих на ближайшем дереве птиц.
Оказалось, женщина говорила о своём сыне: по её словам, он предал мать, бросил ту на улице. «Если бы не слепая была, я бы всю землю перерыла, но я бы его нашла, — откровенничает Никак. — Нашла и убила. Я родила, я и убью. Свой суд. Имею право. Кабан! Свинья!»
И снова откровенность сменилась молчанием. «Вы ещё здесь, — вдруг обернулась к корреспонденту женщина. — Я чувствую — вы, кажется, сидите...»
Обменяв несколько сигарет на ответы, она продолжила говорить. Рассказала, что недавно приезжала полиция, которая не решилась её забрать: ведь «она безобидна», и скорая, которой женщина отказала сама.
«Вот если бы мне глаза вылечили, я бы поехала, — рассуждает она. — Но они только всякие мелкие болячки лечат. Мне это не надо, я с этим сама справлюсь. Давно уже справляюсь».
На вопрос о грядущей зиме Никак отвечает сдержанно. «Я холода не боюсь, поймите. Как сидела, так и сижу, и буду сидеть. Вообще не боюсь. У нас на Луне только снег и дожди», — увлечённая собственной выдумкой, улыбнулась женщина, но затем нахмурилась и опять заговорила о сыне.
В какой-то момент беседа снова зашла в тупик. Женщина включила маленький радиоприёмник, висящий на её шее. Корреспондент отдал ей последние сигареты и, пожелав стойкости, удалился.
Понять, живёт ли она в мире собственных выдумок или просто эпатирует, нам не удалось. Ясно лишь, что это стойкая женщина, хлебнувшая горя.
Для горожан она — объект жалости и беспокойства, но для себя — упавшая с Луны Никак, которой всё безразлично — ни холод, ни одиночество не имеют значения. Сможет ли она пережить зиму, остаётся вопросом, но сдаваться Никак, похоже, не собирается.
Бездомный, которого в августе калининградцы приняли за покойника, переехал со своего привычного места у остановки «Музей изобразительных искусств».