«Клопс» начинает серию репортажей с улиц Калининграда. Рассмотрим схемы движения транспорта, оценим комфорт и доступность среды для пешеходов. В первом выпуске — один из самых протяжённых проспектов города: Московский.
В немецкое время не было единой улицы, совпадающей с нынешним Московским проспектом. Это проект советского периода с модными на тот момент широкими дорогами и просторными тротуарами. Название улица получила в августе 1946 года. Несмотря на то, что к проспекту калининградцы давно привыкли, для горожан он не так уж и удобен. Это в равной степени касается как автомобилистов, так и пешеходов, и пользователей самокатов и велосипедов.
Что не так для водителей
Автомобилисты на Моспроспекте жалуются в первую очередь на пробки. В качестве мер борьбы с ними в разное время предлагали и надземные переходы, и ликвидацию разворотов. Но пока глобально проспект стоит, обратим внимание на детали.
Возле 23-го лицея у дорожного знака «Места для инвалидов» недавно появилась непонятная табличка с цифрой 10. Для справки: оставлять на этом месте свой транспорт могут только люди с ограниченными возможностями здоровья и на неопределённый срок.
Другая странная табличка (подобных вообще нет в ПДД) была замечена возле одного из ресторанов. Удивительно, но надзорные органы этот факт игнорируют.
Проспект просто уставлен рекламными баннерами. Они не только отвлекают водителей, но и создают им другие неудобства: монтируя объявления, рабочие перекрывают полосы для проезда.
Один из знаков неподалёку от автомобильных центров запрещает остановку машин. Указатель висит с давних пор, когда поблизости не было точек притяжения. Теперь они есть, но, тем не менее, его не демонтировали. Автовладельцы, паркуясь, фактически нарушают ПДД.
А здесь дорожный знак просто выцвел. Кстати, подобные указатели встречаются водителям на проспекте не один раз.
При выездах со второстепенных дорог не хватает знаков приоритета проезда. Недалеко до аварийной ситуации: ведь оба водителя могут счесть, что имеют право первоочередного движения.
Что не так для пешеходов
Вдоль всего Московского тротуар в нескольких местах находится в отвратительном состоянии. Решить проблему можно было бы малой кровью: отремонтировав самые разбитые участки. Другая беда — пешеходные переходы обозначены далеко не везде.
В 2018 году в Калининграде впервые начали появляться велопереезды. Получилось не очень: как раз на Моспроспекте пешеходная «зебра» теперь упирается то в забор, то в другие препятствия. Но переделывать ничего не стали.
Очередной обрыв тротуара перед автомобильными центрами. Пешеходная дорожка неожиданно просто заканчивается. Дальше нужно идти по проезжей части среди машин и прыгать по высоким бордюрам.
Та же ситуация рядом с улицей Дачной. Тротуар внезапно исчезает, а люди шлёпают по грязи или перебегают через дорогу (там пешеходная зона сохранилась).
А вот район бывшей Школы милиции. Опять то же: тротуар упирается в парковку. Пешие горожане вынуждены лавировать между автомобилями.
В нескольких местах нет занижений тротуара. Сама дорожка вроде в терпимом состоянии. Привести всё в порядок можно было бы малыми средствами, просто обеспечив нормальный доступ к тропинке.
На некоторых отрезках тротуары в отличном состоянии. Но портят впечатление от прогулки отросшие ветви деревьев, от которых приходится то и дело уворачиваться.
К ЧМ-2018 вдоль Московского появились необычные конструкции. Обычно такие поручни ставят для велосипедистов и в тех местах, где есть перекрёсток со светофором. Это позволяет не спешиваться. На фото видно, что велодорожка сделана с одной стороны, а конструкция установлена — с другой.
Кроме того, здесь нет светофора, а значит, останавливаться двухколёсным вообще незачем. Данной конструкцией могли бы пользоваться и маломобильные горожане, чтобы держаться при съезде или подъёме. Но на этом участке угол уклона не столь велик, чтоб это было актуально.
Выезд с территории лицея №23 сделали прямо через пешеходный переход. На идущих по нему людей сзади в буквальном смысле едут машины.
ГАИ на этом перекрёстке часто устраивало показательные рейды: то на асфальте рисунки делали, то дети выходили на дорогу с табличками. А вот такую странную организацию движения в надзорном ведомстве не заметили.
Что не так для велосипедистов
Не легче перемещаться по Московскому и на велосипедах. В прошлом году здесь нанесли разметку. Но двигаться по краю тротуара в некоторых случаях всё равно весьма опасно.
Единого маршрута нет, велополосы периодически просто обрываются, поэтому обладатели СИМ катаются по всем тротуарам. Иногда им вообще можно проехать только по обочине.
Не лучше выглядит ситуация и с организацией движения вдоль торговых центров. Например, в этом случае велопарковка установлена на тротуаре: ожидаемо, что велосипеды перекрыли проход.
Автомобилистам никто не мешает ставить машины перед «зеброй», а возле знака 3.27 «Остановка запрещена» нет таблички «Работает эвакуатор». Это значит, что транспорт нарушителей не смогут отправить на штрафстоянку и парковаться здесь водители будут и дальше. Есть и другие моменты, которые бросаются в глаза, но это зона ответственности предпринимателей: от того, удобно людям или нет, будет зависеть их желание вернуться сюда в будущем.
Что ещё не радует глаз
Полгода назад Московский решили ускорить. Теперь светофоры для пешеходов после 21:00 работают только по вызову. У переходов сделали специальные кнопки, повесили информационные щиты. В момент монтажа конструкций на столбах уже была реклама, крепления сделали прямо поверх объявлений. В результате выглядят столбы не так чтоб очень эстетично.
В нескольких местах Московского процветает нелегальная торговля. Фрукты и овощи отпускают как со столиков, так и с грузовых машин.
Неразбериха с тактильной плиткой царит по всему Московскому. На остановках и пешеходных переходах жёлтые квадраты то в полоску, то в точечку.
Показательно это выглядит по соседству с региональным Управлением дорожного хозяйства. Вот где, казалось бы, должны понимать, как должно быть! Но на подходе к учреждению с одной стороны «зебры» тактильная плитка в полосках, с другой — в точках.
Что не так для пассажиров общественного транспорта
После строительства нового моста изменились габариты улицы. При спуске с путепровода в сторону центра города остановочный павильон оставили на краю улицы, а вот место посадки и высадки — заметно сдвинули в сторону проезжей части. Похоже, по задумке проектировщиков, пассажиры должны укрываться от непогоды в десятке метров от самой остановки. К тому же, людям предстоит ещё и перейти через пешеходный переход.
Остановка для троллейбусов и автобусов сделана на островке. Нет ни информации о движении транспорта, ни павильона. Кроме того, не продумана пешеходная тропинка: дойти даже до «зебры» невозможно без выхода на проезжую часть. В результате люди лавируют между машинами.
На некоторых остановках нет не только павильонов, но и информации о транспорте, который там курсирует. На некоторых аншлагах ошибки: не упомянута часть маршрутов. Это старая проблема Калининграда. Чуть больше года назад транспортный отдел мэрии взялся её решить, но до конца всё исправить так и не получилось.
Несмотря на изрядную ширину Московского проспекта, вдоль него то и дело встречаются заездные карманы для общественного транспорта. Люди чапают по проезжей части, машины используют пространство для парковки, а остановки там, где это больше всего нужно людям, поставить невозможно.
Ещё несколько остановок, где указан не весь транспорт, который здесь проходит. Кроме того, и дизайн павильонов кардинально отличается.
Победить нелегальных перевозчиков тоже пока не удалось. Маршрутчики годами вылавливают здесь пассажиров в сторону востока области.
Читатели наверняка замечают и другие недостатки на Моспроспекте. Свои замечания присылайте на электронный адрес: auto@klops.ru.