10:17

«Я не слышу и не вижу своего ребёнка»: отец обманом забрал у матери 4-летнюю малышку и запрещает им встречи

  1. Калининград

У калининградки Анны Шубиной сожитель забрал их общую дочку Настю и не разрешает с ней видеться. Все новости о ребёнке женщина может узнавать только от соседей. Мать обращалась в различные инстанции, но без судебного решения помочь ей нигде не смогли. «Клопс» побеседовал с Анной. Все имена изменены.

«Кукуха, короче, поехала»

38-летняя Анна Шубина познакомилась со своим сожителем на сайте знакомств в 2019 году. Встречи осложнялись расстоянием: возлюбленный Анны жил в Чкаловске, а сама женщина — в Гвардейске. Приходилось ездить друг к другу по графику два через два. В первый же год отношений у пары родилась дочь Анастасия. Семейный союз не был узаконен, но сожитель Анны вписан в свидетельство об отцовстве. 

«И жили вместе, вроде ничего всё было. Потом ушёл в море, а когда вернулся — началось. Тарелку за ним не убрали, носки не погладили... Кукуха, короче, поехала. И он мне периодически стал показывать на дверь», — рассказывает Анна.

По словам женщины, подобное продолжалось около четырёх лет. Она не раз заявляла своему сожителю, что «наберётся сил и уйдёт», однако слова воплотить в реальность не получалось. Отец ребёнка неохотно давал деньги на жизнь и воспитание дочери, утверждает Анна, которой пришлось работать на двух работах.

Наконец она решилась на разрыв и сначала переехала к подруге в Черняховск — та как раз отправилась в отпуск и оставила ей ключи. Затем Анна планировала поселиться с Настей на съёмной квартире в Калининграде.

«Я не слышу и не вижу своего ребёнка»

9 июня Анна вернулась в Калининград. Она позвонила отцу Насти  и договорилась о встрече: нужно было забрать из когда-то общего дома оставшиеся вещи. 

«Мы пришли и он говорит: "Можно я мелкую возьму до вечера?" — вспоминает Анна. — Я без задней мысли какой-либо отдала ему Настю. Нормальная и адекватная ситуация — он же отец. Не противилась, лишь бы они общались тоже. 

Через час мне сожитель перезвонил и говорит: «Я тебе ребёнка не отдам».

По словам калининградки, она надеялась, что бывший возлюбленный одумается, но этого не произошло. Отчаявшись решить вопрос миром, женщина написала заявление в полицию, обратилась в органы опеки и ПДН, но оказалось, что вернуть дочь так сразу невозможно. 

«В отдел полиции поступило два заявления: от отца и от матери друг на друга о том, что они оба не исполняют обязанности по воспитанию своего малолетнего ребёнка, — пояснили «Клопс» в пресс-службе УМВД России по Калининградской области. — Как установили полицейские, пара проживает в гражданском браке, то есть они не женаты. Судом у них не установлено право общения с ребёнком, ни у одного, ни у другого. По этому поводу оба заявителя уведомлены в установленные законом сроки, что полицейские провели проверку и рекомендовали гражданам обратиться в суд», — рассказали в ведомстве.

Бывший в режиме молчания

Анна писала бывшему в WhatsApp, пытаясь хотя бы узнать, как девочка себя чувствует, что  ела, ходит ли в садик. Вместо ответа тот Анну заблокировал. 

«Я спрашивала: "Когда Настя пойдёт в сад?" Он говорит: "Пока всё не решится с определением места жительства, она туда не пойдёт". Я резонно отметила, что это может длиться и два года. Бывший ответил: "Тогда и в сад она не будет два года ходить". И в этот же вечер мне звонят соседи и говорят, что за стенкой плачет ребёнок. Я лечу туда, но сожитель дверь мне не открыл. Тогда я вызвала полицию», — делится Анна.

И в тот день, 15 июня, полиция на вызов приехала, но, узнав об обстоятельствах происходящего, в семейные дела вмешиваться не стала. Сожитель тем временем отключил домофон, запер дверь и совсем перестал выходить с Анной на связь.

По словам калининградки, она слышала от соседей, что маленькая Настя болеет, но отец не ведёт её в больницу, хотя интересуется методами лечения у знакомых. Больше никакой информации о дочери у Анны нет.

«Он мне не даёт ни по телефону с ней пообщаться, ни на СМС не отвечает, ничего. Я не слышу и не вижу своего ребёнка», — рассказывает собеседница «Клопс».

Мнение юриста

По словам калининградского юриста Антона Самохи, подобные ситуации встречаются в юридической практике довольно часто. Основная сложность — когда речь заходит о местонахождении ребёнка, мать и отец изначально в равных правах. 

«Есть и такой момент, когда один супруг ущемляет права другого. И в данном случае мы можем наблюдать именно такую ситуацию. Большое «но» заключается в том, что вот эта грань, когда один супруг ущемляет другого в общении с ребёнком, нигде чётко не описана. На практике её устанавливает суд», — прокомментировал юрист.

Именно в суде стороны могут определить место жительства с одним родителем и установить время общения с другим. Специалист отметил, что без подобного иска правоохранительным органам как-то повлиять на исход дела практически невозможно.

Адвокаты рассказали, почему кража ребёнка вторым родителем в России не считается преступлением.