10:05
erid: 2SDnjc1nzAD

Практическая магия: как учили и учились искусствам в Кёнигсберге и за его пределами

  1. Калининград
Практическая магия: как учили и учились искусствам в Кёнигсберге и за его пределами - Новости Калининграда

Кафедральный собор продолжает исследовать карту Калининграда-Кёнигсберга. Какой бы магией ни представлялась музыка, нужно признать: искусству тоже учат. Первая консерватория появилась в городе в 1881 году — на средства сына Карла Юлиуса Гебауэра, владельца первой в Восточной Пруссии фабрики фортепиано.

Устройство музыки постигали в окрестностях Замкового пруда, предположительно на Французской улице. Рояли создавали по соседству с Кройц-аптекой (переулок Königseck или улица Угловая), и они оглашали первым звуком всю Королевскую улицу (Фрунзе в современном Калининграде).

Königstrasse
Königstrasse.
Практическая магия: как учили и учились искусствам в Кёнигсберге и за его пределами - Новости Калининграда

В год открытия Кёнигсбергской консерватории мастер-классы для молодых музыкантов по счастливой случайности дал основатель другой, Санкт-Петербургской, консерватории — блестящий пианист, композитор и дирижёр Антон Григорьевич Рубинштейн. В начале 1881 года он направлялся в Берлин через Кёнигсберг.

Königstrasse
Königstrasse.

С городом Рубинштейн был знаком. Он выступал здесь ещё за двадцать лет до этого, почти сразу, как исполнилась главная мечта его жизни: в Петербурге открылось первое высшее музыкальное учебное заведение в России.

Европа знала его давно: весной 1841 года 11-летний Антон дал концерт в Париже, где познакомился со своими кумирами — Шопеном и Листом. С последним они дружили всю жизнь. Лист помог ему поставить оперу «Сибирские охотники» в Веймаре, когда Антону было 25, а после завершения работы над знаменитым «Демоном» Рубинштейн продирижировал ораторией Листа «Христос» в Вене в присутствии автора.

Антон Рубинштейн
Антон Рубинштейн.

В Кёнигсберге прошли восточнопрусские премьеры грандиозных сочинений Рубинштейна — ораторий «Вавилонское столпотворение» и «Потерянный рай». Композитор приезжал и на первое исполнение «Демона».

Но в 81-м году на мастер-классах для будущих студентов Рубинштейн не говорил о себе и своей музыке. На них звучали Моцарт и Гайдн, любимый композитор Рубинштейна Филипп Эммануил Бах и, конечно, Бетховен, которого Антон Григорьевич обожал и за сходство с которым получил прозвище Ван Второй. От кого? Конечно, от друга и наставника Ференца Листа.

Источники фото:

dieter-gocht.de, art.com, map39.ru.

Что послушать:

«Потерянный рай», «Вавилонское столпотворение», «Демон» Антона Рубинштейна.