Почти восемьсот или скоро восемьдесят? Сколько лет этому городу? Любит ли он искусство? Каких композиторов знал лично? Какими операми был очарован? Кафедральный собор помогает воссоздать музыкальную карту Калининграда-Кёнигсберга, открывая известные и затерянные материки.
Музыкой, застывшей в камне, называют архитектуру. Иногда эффект удваивается. Когда-то в этих местах побывали 23-летний Рихард Вагнер, 31-летний Ференц Лист, 34-летний Роберт Шуман, Франц Ксавер Моцарт-младший, в 28 лет приехавший с произведениями своего знаменитого отца. И пусть встречи одного из самых эффектных городов Европы с гениями были кратковременны — их музыка осталась даже там, где закончилась архитектура.
Что думаете о доме 4-10 по Университетской?
Никаких особенных примет, кроме разве что одной — его предком был знаменитый оперный театр Кёнигсберга на Theaterplatz, 1.
Здесь прошла немецкая премьера «Кармен» — оперы Жоржа Бизе, представили «Виндзорских проказниц» Отто Николаи, дирижировал своим полотном «простой» капельмейстер Рихард Вагнер, приближавшийся к замыслу «Риенци». Чуть раньше — в 1842 году, на пике славы, на сцену оперного театра вышел Ференц Лист, которого обожали открыто — и городская, и научная общественность.
Путешествуя по Европе, Лист давал по 4 концерта в неделю. Любование пианистом приближалось к религиозному экстазу, и Альбертина не выдержала, присудив гению доктора музыки. Впервые в истории университета учёную степень получил музыкант, а городская опера продолжила свои блестящие дни.
Уже через два года в ней играла Клара Шуман, которой восхищался Лист, а Никколо Паганини предлагал ей совместное выступление. С музыкой Шопена, Листа, Мендельсона, а также произведениями своего мужа, великого Роберта Шумана и в его сопровождении Клара приехала в город впервые. И возвращалась не раз. Не только мастерство, но и облик знаменитой пианистки был хорошо известен жителям Европы: портрет Клары украшал купюру в 100 дойчмарок.
Звёздность оперного театра Кёнигсберга совершенно естественно поддержал и концерт Моцарта-младшего. В начале ХIХ века Франц Ксавер Вольфганг исполнил несколько произведений австрийского композитора, которого имел право ласково называть папой.
К первой четверти ХХ века в Кёнигсберге было несколько театральных и концертных сцен — Луизентеатр на Hufenallee, 2, позже уступивший здание Драматическому, залы Штадтхалле, Биржи, Дома техники (все эти здания сейчас отреставрированы с минимальными изменениями), а также многочисленные кирхи и открытые площадки. Тем не менее фейерверк имён почти всегда выбирал небо Opernhaus (Stadttheater, с 1924-го — Ostpreußischen Landestheater). В 1927 году именно на этой сцене поставили оперетту «Кавалер розы», дирижировал которой… Как вы думаете, кто? Конечно, сам автор — романтик Рихард Штраус. Чтобы хоть немного восстановить этот вечер, можно прийти во вторник на Университетскую в очень, нет, серьёзно, очень хороших наушниках и нарисовать в воображении образ дирижёра.
Хотя, может быть, рисовать и не придётся — литография Эрнста Шауманна, изображающая Штрауса за пультом театра Кёнигсберга 29 марта 1927 года, сохранилась до сих пор.
Произведения, которые стоит послушать:
- опера «Кармен» (Жорж Бизе);
- «Виндзорские проказницы» (Отто Николаи);
- «Кавалер розы» (Рихард Штраус).