Девятилетнего мальчика, отец которого напал на его маму в фойе калининградского лицея, суд оставил с папой на время бракоразводного процесса. Об этом «Клопс» рассказали мать мальчика и её адвокат Павел Микрюков.
Отношения уроженки Иркутска Екатерины и Андрея (имя изменено) разладились полгода назад. Мужчина перебрался в Калининград и всё реже встречался с семьёй — жили на два города. В мае отец со скандалом увёз Ярослава (имя изменено) к себе и заявил о разводе.
«Тогда он ударил меня. Я обратилась в полицию и сняла побои. Летом я решила разводиться, делить имущество. Узнав об этом, Андрей отказался вернуть сына, в сентябре приезжал «выбивать» моё согласие на продажу дома в Калининграде. А в октябре из Иркутска бракоразводный процесс перевели в Калининград», — говорит Катя.
Сам Андрей считает, что в Иркутске, с мамой и сёстрами, сыну будет плохо. У пары есть совместная трёхлетняя дочь, её мужчина тоже хочет забрать. Екатерина и её защитник полагают, что отец использует мальчика для манипуляций в имущественном споре.
Обзывал сына моральным уродом
Определение о проживании Ярослава с отцом было вынесено 29 ноября — через неделю после безобразной драки с женой в школе. Это было второе нападение на Екатерину за последние полгода.
«Мы предоставили суду результаты экспертизы, протокол полиции. Все, разумеется, видели запись, где мужчина лупит жену, хватает и тащит мальчика, а тот бросается на него с кулаками, защищая мать. В заседаниях просмотрели и прослушали записи телефонных разговоров Андрея с супругой.
В одном разговоре отец обзывал сына, называя моральным уродом.
В августе 2023 года ещё два разговора: через каждое слово мат, угрозы маме ребёнка. Андрей требовал от жены согласия на продажу земли и дома в Калининграде, купленных супругами год назад. Говорил, что не вернёт сына, пока мать не даст разрешение на сделку. Угрожал женщине расправой», — рассказывает Павел, передав «Клопс» с позволения клиентки записи и документы.
Меняет место жительства
Чтобы решить вопрос, где будет жить ребёнок, органы опеки должны исследовать бытовые условия, предоставив эти данные суду. Это оказалось непросто — за два месяца отец мальчика трижды сменил место жительства.
«Первый раз органы опеки сделали акт обследования квартиры на Московском проспекте. Но в следующем заседании ответчик заявил, что снял другую квартиру, а в третьем — что снова переехал: уже в СНТ, где у них построен дом. Суд отложил заседание, чтобы органы опеки смогли там побывать. Это было как раз в тот день, когда отец устроил драку в лицее. Через неделю опека принесла акт, что семья в этом СНТ не проживает. В итоге так и не выяснили, где и в каких условиях живёт ребёнок», — рассказывает Павел Микрюков.
Адвокат добавляет, что по некоторым сведениям, мальчик живёт с бабушкой, которая в суде не появляется. Где находится её квартира, неизвестно.
Скучает по семье и сёстрам
У Ярослава порок сердца, диагностированный в раннем детстве: не развивается сердечный клапан. В Иркутске мать обследовала сына и для ребёнка разработали план кардионагрузок, в Калининграде они не проводились.
«Только когда начались судебные заседания, отец стал водить сына в поликлинику на осмотры. После конфликта в школе Ярославу стало плохо, а отец с бабушкой увезли его, не дождавшись скорой помощи», — говорит адвокат.
По словам защитника, ребёнок очень скучает по маме и сёстрам (две старшие девочки Екатерины от первого брака — ред.). Однако суд всё равно решил, что мальчику лучше окончить третий класс в одной школе, оставшись с папой.
«Следующее заседание назначено на 18 декабря. Насколько затянется процесс — неизвестно», — добавляет защитник.
Приехал пьяный и угрожал
Другой судья рассматривает сейчас имущественный спор супругов. В частности, иск о разделе дома и участке в Калининграде. В сентябре Андрей прилетел в Иркутск, чтобы получить от Екатерины согласие на продажу недвижимости. Ребёнка с ним не было.
«Он приходил пьяный, угрожал. Ломал забор, чтобы пробраться в наш дом. Я скрывалась от него.
Как-то пришёл совершенно пьяный. В сумке принёс два кирпича. Его пожалели соседи — пустили ночевать, а он им нагадил в комнате!»
В калининградский суд представлены данные, что за последние пять лет Андрея дважды привлекали за пьяную езду. Сейчас мужчина числится лишённым водительских прав.
Екатерина прислала в редакцию видео с камер наблюдения дома, записи разговоров с соседями и мужем, скриншоты переписки со свекровью — та грозит судами и уверяет, что Ярослав останется с ними.
По словам Екатерины, в Иркутске у них с Андреем нет общего имущества. Дом, в котором живёт женщина с детьми, построен в 2012-м, до того как супруги поженились.
«Андрей к дому не имеет никакого отношения. До 2015 года у мужа был ломбард, потом он его продал и занялся куплей-продажей машин. В Калининграде это дело оказалось неприбыльным», — поясняет Екатерина.
По словам её адвоката, в суде Андрей заявил, будто он предприниматель, но документов о заработке не представил.
О визите мамы отцу сообщили из школы
По словам Екатерины и её адвоката, им до сих пор не удалось пообщаться с директором лицея и классным руководителем мальчика. При этом о визите Екатерины к ребёнку отцу Ярослава сообщил кто-то из лицея.
«Наверное, папа плохо отзывался о Екатерине. Может, сказал, что мать бросила сына. Но ведь она не лишена родительских прав — почему до сих пор с ней не шли на контакт?» — возмущается защитник. Павел добавляет, что сам приходил в школу, но так и не смог увидеться с администрацией учебного заведения.
Только после того, как видеозапись драки в фойе попала в СМИ, маме мальчика позвонила социальный педагог. Они разговаривали 40 минут.
Учителю поручили выяснить, что у нас за семья и почему меня так жестоко избивают.
Мне показалось, педагог пожалела и поддержала меня», — рассказывает Екатерина. Мама мальчика добавляет, что в сентябре она хотела узнать, пошёл ли Ярослав в школу: «Я не смогла это выяснить. Мне никто ничего не говорил, хотя у меня такие же права, как у любого родителя».
Редакция обратилась в лицей и администрацию Калининграда, с просьбой прокомментировать ситуацию. Ответ пока не получен.
Говорить с сыном не даёт
Екатерина признаётся, что после избиения муж несколько раз звонил, но до окончания суда женщина не хочет вступать в диалог.
«Говорить с ребёнком он не даёт или сидит рядом, а потом начинает орать. Сын боится и начинает плакать. Я лишний раз старалась не травмировать Ярослава. Сейчас даже не знаю, ходит ли он в школу и как себя чувствует», — вздыхает собеседница «Клопс».
«Не всё так однозначно»
Редакция попыталась связаться с Андреем через его адвоката. Сначала защитник отказался дать комментарий, но потом передумал: «Пришлите свои вопросы, я постараюсь на них ответить. Не всё так однозначно, как озвучивает мама ребёнка», — заметил адвокат.
22 ноября в холле лицея 41-летний мужчина напал на жену, которая пришла повидать сына. Мальчик пытался заступиться за мать. Мужчина выволок рыдающего ребёнка из школы. Драка попала на камеры видеонаблюдения. Полиция составила в отношении отца административный протокол по ст. 6.1.1 КоАП РФ «Побои». Прокуратура Калининградской области и региональный СКР организовали проверку по данному факту.