В начале ноября в Калининграде состоялось масштабное открытие нового ресторана «Океан» в БЦ «Морской».
Мы поговорили с его создателями Татьяной и Анастасией Матвиевскими о том, зачем они везли оборудование из Сингапура и Японии, почему их официанты поют и как получилось переосмыслить русскую кухню.
— Для начала давайте познакомимся. Расскажите о себе. У вас уже есть опыт в ресторанном бизнесе?
Татьяна Матвиевская, совладелица ресторана «Океан»: Мы с дочерью живём в Москве, и для нас «Океан» — первый ресторанный проект. Я занимаюсь морским бизнесом, работаю в международной компании и много путешествую, что дало мне большую насмотренность. Хотелось принести в город что-то новое. В Калининграде очень хорошая кухня, душевные заведения, а мы хотели создать что-то яркое и необычное, познакомить город с концепцией поющих официантов. Это формат, которого ещё нет в Калининграде.
Анастасия Матвиевская, совладелица ресторана «Океан»: У меня тоже нет опыта в ресторанном бизнесе — я из абсолютно другой сферы. Я окончила Высшую школу экономики по профилю «Международные отношения» и университет Лондона по тому же профилю, а также прошла курсы в Высшей школе телевидения при МГУ. Поэтому у меня был опыт как маркетинга политических кампаний, так и написания сценариев и развлекательных программ. Когда мне предложили участвовать в проекте «Океан», я думала, что это абсолютно новая сфера. Но когда мы начали более глубоко вникать в ресторанный бизнес, стало понятно, что везде есть что-то общее. В нашем ресторане я смогла применить навыки, полученные в университетах.
— Почему Калининград?
Анастасия: Всё очень просто — нам нравится Калининград. Мы здесь бывали не один раз и даже задумывались о переезде, потому что Калининград нам во многом ближе, чем Москва. И по архитектуре, и по общей атмосфере и настроению. Это спокойный, душевный город.
Татьяна: Кроме того, хотелось познакомить Калининград с необычным форматом — это не просто место, где можно поужинать, но ещё и качественный досуг. Конечно, мы столкнулись с непониманием: почему официант, который только что обслуживал гостей, вдруг побежал на сцену петь? Но мы уверены, что калининградцы и гости города оценят эти особенности. Они дарят те положительные эмоции, которых сейчас так часто не хватает.
— Как нашли поющих официантов в городе, где такого формата нет?
Татьяна: Мы искали не тех, кто поёт, а хороших официантов, у которых есть навыки пения. Мы взяли преподавателя из РАМ имени Гнесиных, которая работает с участниками шоу «Голос». Сейчас мы стараемся вывести официантов на уровень артистов, на уровень настоящих звёзд. Они поют, играют на музыкальных инструментах и устраивают на сцене настоящее шоу. Мы не хотим сделать заведение, где просто выступает какая-то группа, — этим Калининград точно нельзя удивить. Но мы хотим дать возможность нашим ребятам раскрыть свои таланты.
Анастасия: При этом сама идея заведения не только в поющих официантах — это было бы слишком просто. В других ресторанах такого формата официанты являются главной фишкой, а мы решили объединить разные составляющие. Мы вдохновлялись проектами топовых московских рестораторов, где всё всегда продумано до мелочей. Работая над нашим проектом, мы хотели внести и нотку мультимедиа, и нотку поющих официантов, чтобы превратить поход в ресторан не просто в обычный ужин, а в шоу. Концепция «Океан» — настоящий гастротеатр, в котором блюда, деятельность официантов и мультимедиа выступают отдельными актами одного большого представления.
— Чем «Океан» отличается от классических ресторанов?
Татьяна: Сначала у нас не было грандиозных планов, но судьба свела нас с потрясающими дизайнерами — Никитой Отришко и Люсьен Путятиной. В процессе создания они придумывали всё новые и новые идеи, одно влекло за собой другое. Мы привезли музыкальное оборудование из Китая, мультимедийную лестницу из Сингапура, технологии из Японии, которым нет аналогов в России. Превратили пустые стены в арт-объекты, где наши гости фотографируются каждый вечер.
Никита Отришко, дизайнер: У нас не было абсолютно никаких рамок, мы могли реализовать самые смелые фантазии. У нас получилось проявить себя и использовать все знания и методики. Мы спроектировали зал таким образом, чтобы каждый мог найти комфортное место: есть более яркие зоны, чтобы наслаждаться арт-программой, есть уютные и тихие уголки, где можно провести вечер в более уединённой обстановке. Я считаю, что подобных проектов в России нет, и назвать «Океан» просто рестораном у меня язык не повернётся. Это действительно иммерсивный театр, который погружает в сказку.
— Как удалось найти «своего» бренд-шефа?
Анастасия: В начале становления проекта мы попробовали работать с несколькими шефами, но у нас не случилось взаимопонимания. Но когда пришёл Андрей Яресько, он без слов понял и воплотил всё, что мы хотели.
Татьяна: Когда мы начали собирать команду, сотрудники стали рекомендовать знакомых профессионалов, близких нам по духу. Так мы собрали настоящую «дрим тим» — команду мечты. Помимо профессиональных навыков, обращали внимание на человеческие качества, желание работать и развиваться. А мы готовы помогать им в этом, вкладывать в наших специалистов, обучать их. У нас семейный ресторан, поэтому мы хотим создать семейные отношения в хорошем понимании этого слова. Чтобы сотрудникам было комфортно, как в семейном кругу, а гости чувствовали себя как дома. Хочется, чтобы к нам приходили, устраивали корпоративы, дни рождения и отмечали другие важные даты. Уверены, что здесь они будут получать необходимый заряд эмоций.
— Какая кухня представлена в ресторане «Океан»?
Анастасия: Мы выбрали русскую кухню. В первую очередь потому, что она лежит в нашем ДНК. Это что-то абсолютно родное для каждого. В русской кухне множество разнообразных рецептов, для которых можно использовать местные ингредиенты. И это будет по-настоящему вкусно. А ещё таким образом мы поддерживаем местных производителей, которые предлагают прекрасные продукты.
Татьяна: В России до сих пор мало хороших ресторанов русской кухни. Нам хотелось вернуться к истокам, вспомнить свои корни и создать что-то с русской душой. Потому что душа у нас действительно нереальная.
Анастасия: Кроме того, в мире назревает большой тренд на русскую кухню. Пока он не так заметен, но уже сейчас в Дубае и в Японии начинают открываться рестораны современной русской кухни. Мы подумали: если это делают за рубежом, значит, в России это тем более нужно делать. Хотим создавать блюда, которые выглядят как еда из будущего, но обладают знакомым с детства вкусом.
Андрей Яресько, бренд-шеф: Несмотря на то что ресторан называется «Океан» и оформлен в морской тематике, мы предлагаем не только морепродукты, хотя и их, конечно, в достатке. Основной вектор — это русская кухня в современном исполнении, с использованием современных техник приготовления и интересными сочетаниями. Мы взяли знакомые и любимые многими рецепты и приготовили по-новому. Например, привычный оливье — это нарезанные кубиком овощи, горошек, курица. Мы готовим его по-своему. В меню две вариации — с говяжьим языком и с лососем собственного копчения. Заправку готовим из йогурта с горчицей и специями. По вкусу она напоминает домашний майонез, но более лёгкая.
— Локальные продукты используете?
Андрей: Да, конечно — в Калининградской области много интересных ингредиентов. В меню есть оленина, утка, угорь и килька, фермерские сыры, овощи. При этом Россия — обширная территория, и мы взяли лучшее отовсюду. В меню есть мурманская рыба, камчатский краб, продукты с юга России и многое другое.
— А десерты тоже с русскими корнями?
Максим Беличенко, шеф-кондитер: Мы интерпретировали традиционные десерты и представили гостям нечто новое. Например, у нас есть десерт «Морской ёж» — переосмысление «Павловой». Корпус состоит из безе, внутри крем-чиз, чёрные ягоды, крем сабайон и тропическая «икра» из манго и маракуйи, как у настоящего морского ежа. Для приготовления «Птичьего молока» я адаптировал традиционный рецепт, доставшийся от бабушки. Мы подаём десерт в виде шара на розовом облаке из сахарной ваты.
Анастасия: «Птичье молоко» выглядит очень эффектно, но главное — вкус. Он сразу переносит в прошлое, возвращает воспоминания о чаепитии у бабушки. Его действительно стоит попробовать. Также хочется отметить ремесленный медовик из нескольких видов мёда. Главная диковинка — мусс из ряженки, который мы видели всего в двух ресторанах, хотя бывали в очень многих.
— Расскажите о барной карте — что необычного в ней?
Анастасия: Наши бармены готовят авторские напитки, которые идеально вписываются в концепцию. Барную карту мы назвали славянскими смесями — в состав некоторых коктейлей входит сбитень, квас, облепиха или щавель. Но не пугайтесь, есть и более привычные напитки. А ещё мы гордимся своим ассортиментом чая, который привозим из Китая.
— Что вы бы рекомендовали обязательно попробовать тому, кто впервые в ресторане?
Татьяна: Однозначно пельмени. Такие вы не попробуете больше нигде. Это угольные пельмени с балтийской рыбой, к которым наш шеф решил добавить сливочный соус с фенхелем. В сочетании с лучком и красной икрой эти ингредиенты создают нереальную нежность.
Анастасия: В меню много блюд, которые не просто вкусные, но ещё и выглядят очень интересно. Например, когда Андрей впервые представил на дегустации свекольную капсулу, мы подумали, что это десерт. Но внутри неё спрятан форшмак из сельди, который можно намазать на хлеб и есть уже в привычном виде.
Андрей: Мне сложно порекомендовать что-то одно. Когда создаёшь меню, то все блюда делаешь такими, чтобы самому хотелось их есть. В день открытия настоящим хитом стали караси в сметане. Довольно простое блюдо: рыбное филе, мускатный орех, сметана, лук, но гости оценили. Я бы рекомендовал гостям взять по блюду из каждой категории: холодную и горячую закуску, основное блюдо и десерт. Главное — не бояться пробовать. Уверен, что каждый найдёт что-то по вкусу.
— Как прошло официальное открытие?
Анастасия: Открытие длилось целых три дня: 3, 4 и 5 ноября. Мы хотели подарить самым заинтересованным гостям развлекательную программу, чтобы они могли попробовать нашу кухню, оценить формат и унести самые тёплые впечатления. Мы провели колоссальную работу, чтобы создать ту самую программу, которой наслаждались гости в эти вечера. И каждый день наш шеф-кондитер Максим делал абсолютно уникальные торты. Например, торт в форме волны с осьминогом с балалайкой. Мы поливали его жидким азотом, разбивали корпус, доставали конфеты и раздавали гостям.
— Какие отзывы получили в первые дни работы? Что отметили гости?
Анастасия: Многие оценивали нашу атмосферу и дизайн, продуманный до мелочей. Весь ресторан превратился в большую фотозону. Запомнился комментарий, что наш проект — это инновация во всём, начиная от дизайна и заканчивая блюдами.
— Какие у вас планы?
Татьяна: Наша задача — сделать «Океан» визитной карточкой Калининграда. У людей должен быть выбор, как провести свой досуг, и мы предлагаем им этот выбор. Калининградцы очень разборчивы и ждут от нас высочайшего качества. Но мы уверены, что справимся и сможем порадовать гостей внимательным сервисом, вкусной едой и душевной атмосферой.
— Каким вы видите своего гостя? Кто он?
Анастасия: Это в первую очередь человек, открытый ко всему новому. Мы не планируем останавливаться на достигнутом и хотим постоянно развиваться. Поэтому надеемся, что и гости будут открыты к изменениям и нововведениям. А вас приглашаем увидеть всё своими глазами!