09:01

Туристическая отрасль подвела итоги жаркого летнего сезона

  1. Калининград
Туристическая отрасль подвела итоги жаркого летнего сезона - Новости Калининграда

22 ноября «РБК-Калининград» провёл круглый стол «Жаркие рекорды. Итоги турсезона в Калининградской области — лето-2023».

Участниками мероприятия стали директор Ассоциации индустрии гостеприимства Ольга Тесленко, генеральный директор туристической компании «Анюта» Алтынбек Кожахметов, директор калининградского филиала Tele2 Александр Коренецкий, генеральный директор туристической компании travelPRIVE Константин Стармоусов, основатель туристического кластера «Тильзит-Рагнит» Иван Артюх, директор по развитию экоотеля Glampoint Инна Карпова и директор сети ресторанов азиатской кухни Kirin Евгений Кирин.

Эксперты обсуждали транспортную доступность Калининградской области, выясняли, что выбирает турист: жить в отеле, глэмпинге или в апартаментах, какие туристы прибывают в регион, что их интересует и как меняется туристическая привлекательность Калининградской области.

Жаркие рекорды

В этом году количество туристов по итогам года может составить почти 2 млн человек. В аэропорту «Храброво» впервые в истории встретили 4-миллионного пассажира. Такие рекордные показатели не случайны. В 2023-м внутренний туристический поток в Калининградскую область вырос минимум на 10%.

Далеко не все представители индустрии гостеприимства считают прошедший туристический сезон идеальным. У многих он прошел так же, как и предыдущий. Но практически все столкнулись с нехваткой профессиональных кадров. Рассказывает директор Ассоциации индустрии гостеприимства Ольга Тесленко:

Директор Ассоциации индустрии гостеприимства Ольга Тесленко
Директор Ассоциации индустрии гостеприимства Ольга Тесленко.

«Мы в индустрии гостеприимства провели опрос. И выяснили, что 72% опрошенных отметили, что туристический сезон прошел лучше, чем в прошлом году. Аналогично прошлому году — ответили 23%, хуже — только 4%. И тут, конечно, вопрос перераспределения потоков. У нас существует три зоны: это побережье, сам туристический деловой центр Калининграда и восток области. И в Калининграде уже происходит синдром Барселоны, когда местные жители начинают роптать против того, что выросли цены, еда в ресторанах подорожала, все услуги выросли в цене, такси подорожало. При этом администрация Калининграда, как и Светлогорск и Зеленоградск, участвует в программе «Гостеприимные города Сколково» для того, чтобы сделать Калининград гостеприимным городом. А также работают над лояльными программами для жителей. Нам важно, чтобы калининградцы могли получать у себя преференции. Например, в Крыму вход во многие парки по прописке — минус 50%. Это очень хороший бонус для местных, чтобы посещать туристические локации. При этом основная проблема турбизнеса — это кадры. Это отметили 29,4%. Их необходимо находить, обучать. И на вопрос, откуда вы берете кадры, 77% учат внутри себя. Это школа наставничества, это внутренние ресурсы. Многие берут подростков 15–16 лет».

В этом году в Калининградской области туристический сезон был длинным и феноменально успешным. Рассказывает директор туристической компании «Анюта» Алтынбек Кожахметов:

Директор туристической компании «Анюта» Алтынбек Кожахметов
Директор туристической компании «Анюта» Алтынбек Кожахметов.

«Этот турсезон можно назвать уникальным, рекордным, феноменальным. По нашей статистике и внутренним бюджетам мы видим, что такого сезона у нас еще никогда не было. Пять месяцев абсолютно полноценного сезона, такой длинный сезон даже в лучшие времена в Крыму редкость, потому что у них в сентябре бархатный сезон, и в октябре там уже все. У нас же все звезды на небе сошлись, не обязательно позитивные, но тем не менее и геополитический фактор, и валютный курс, который сделал невозможным выезд многих на турецкое направление или на другие бюджетные направления, которые вдруг резко перестали быть бюджетными. И опять же климатическая аномалия, у нас был невероятно теплый сентябрь, который стал теплее июня. И даже по своей загрузке мы видели, что у нас в сентябре она была лучше, чем в июне, а в октябре — практически такая же, как в июне. В целом, несмотря на то что прошлый 2022 год тоже был замечательный, этот показал еще лучшие цифры. По разным оценкам, 12–17% прироста, и это только про размещение. Если брать туристические и экскурсионные маршруты, то здесь цифры у некоторых туроператоров действительно феноменальные — 40–70% прироста. С другой стороны, есть другая проблематика — падающая маржинальность экскурсионки, ее все туроператоры между собой отмечали. Этому способствует высокая конкуренция на экскурсионном поле ввиду выхода большого количества индивидуальных игроков. Все мы про это знаем, кто-то считает это большой проблемой. Мне кажется, что это мировой тренд и с этим ничего не сделаешь, надо только максимально вводить этот процесс в легитимное поле».

В Калининградской области нужно развивать внутренний туризм, но для этого необходимо создавать комфортную инфраструктуру. Рассказывает генеральный директор туристической компании travelPRIVE Константин Стармоусов:

Генеральный директор туристической компании travelPRIVE Константин Стармоусов
Генеральный директор туристической компании travelPRIVE Константин Стармоусов.

«Наша компания более 10 лет занималась выездным туризмом. Пандемия заставила пересмотреть вектор развития, начали замечать, что в пандемийный год открылся поток к нам в регион. Начали постепенно переориентироваться и наблюдали за трендами в развитии Калининградской области. Послушали обращение президента с посланием к Совету Федерации, где он особый акцент поставил на развитие прибрежных территорий внутри страны, поскольку поток за границу будет сокращаться по разным причинам. А из выездных направлений осталась только Турция, и цены, которые, особенно для Калининградской области были в этом году, максимально дорогие. Нужно развивать внутренний туризм. С одной стороны, да, я ощущаю это и на себе. И мы решили заняться развитием наших прибрежных территорий и взяли землю под строительство НТО в Янтарном городском округе. Мы собрали мировой опыт, что бы могло привлечь туристов, создали проект, который пытаемся уже второй год безуспешно реализовать. Ведь для тех, кто не был в Янтарном: в разгар лета там элементарно, извините, сходить в туалет некуда при таком туристическом потоке. Первое, с чем столкнулись: тариф на присоединение электричества на 50 киловатт нам выставили 13 млн рублей. К чему говорю: нужно идти бизнесу навстречу, когда создаются инфраструктурные проекты. И нам есть куда перераспределять туристические потоки, и частный бизнес готов открываться и инвестировать, но, к сожалению, в некоторых моментах в плане обеспечения инфраструктурой каких-то территорий он стоит на месте».

В регионе загрузка прибрежных глэмпингов и отелей в сезон составляет 100%. В межсезонье туристов, безусловно, меньше, но потребность приезжать на отдых есть. Цели у них другие: расслабление, уединение, поддержка здоровья, ретриты. Емкость рынка по круглогодичным местам размещения еще большая, делится своим мнением Инна Карпова.

Директор по развитию экоотеля Glampoint Инна Карпова
Директор по развитию экоотеля Glampoint Инна Карпова.

«Наш объект молодой, он отработал всего чуть более года, поэтому нам сложно делиться статистикой загрузки в динамике. Наш летний сезон был достаточно успешный, загрузка была 100%. Сейчас тоже отель загружен, преимущественно на выходные. Мы осознаем, что основное, что привлекает туристов летом в наши окрестности, — это море, побережье, пляж. Все средства размещения, которые есть вокруг Янтарного, неважно, какого они качества (это может быть хостел или пятизвездочный отель), загружены на 100%. Такие средства размещения пользуются спросом. При этом работа сезонная. Осенью и в зимний период, очевидно, туристов меньше — снизилось количество рейсов из центрального региона, отели меньше заполнены индивидуальными туристами, но поехали группы. Уверена, что потенциал создания новых средств размещения очень большой — вопрос в качественном и круглогодичном формате», — рассказывает директор по развитию экоотеля Glampoint.

Восток области продолжает развиваться и радовать новыми объектами как местных жителей, так и гостей региона. Рост турпотока там составил 20%, тогда как еще совсем недавно туристов там совсем не было, рассказывает Иван Артюх.

Основатель туристического кластера «Тильзит-Рагнит» Иван Артюх
Основатель туристического кластера «Тильзит-Рагнит» Иван Артюх.

«Когда мы начинали в 2015 году, у нас в Немане не было ни одного туриста. Я привык к четкой систематизации, я это больше на уровне ощущений могу сказать, что каждый год рост есть. Хотя вот мы разговариваем с коллегами в Зеленоградске, в Светлогорске — конечно, побережье заполнено полностью. Восток в этом плане такой, знаете, Дикий Запад. Но поток туристов растет, и так вроде бы у всех. Примерно в среднем это 20%. Конечно, хотелось бы больше, но есть как есть. Все равно многие жалуются, что к нам ехать далеко, почти 2 часа. Объектов, на которые к нам ехать, пока еще не так много. Знаете, недавно беседовал с одним экспертом, и он хорошую вещь сказал: «Смотри, мы предполагаем вам поток китайцев, а там их цифры в несколько миллионов, у вас будет много денег, хорошие заработки. Но что им делать в Калининградской области? У вас ровно полтора дня можно отдыхать, потому что им побережье вообще не интересно, им пляж не интересен от слова «совсем». Им интересны такие вещи, как замки, как история, янтарь». Поэтому, конечно же, такие объекты, как замки, объекты культурного наследия, которые начали восстанавливаться, я думаю, что они создадут некое условное янтарное или замковое «братство кольца» и станут интересны туристам. Я хочу сказать, что те объекты, которые в ближайшие 2–3 года будут введены в эксплуатацию, запустят турпоток с новой силой, оттянут напряжение с побережья на всю область. И тогда перераспределение потока случится», — говорит основатель туристического кластера «Тильзит-Рагнит».

В общепите Калининграда и области также наблюдается рост числа посетителей, в том числе и туристов. Многие локации полностью завязаны на туристический поток. Рассказывает директор сети ресторанов азиатской кухни Kirin Евгений Кирин:

Директор сети ресторанов азиатской кухни Kirin Евгений Кирин
Директор сети ресторанов азиатской кухни Kirin Евгений Кирин.

«В целом, не буду скрывать, рост есть — в районе 20%. Но есть и проблемы — это рост цен на продукты и сложность в привозе продуктов. Даже большие поставщики испытывали трудности. Зачастую раз в месяц пропадает тот или иной продукт, который нельзя, к сожалению, на что-то заменить. Это происходит из-за логистики, из-за паромной переправы — там очереди. Далеко не все туристы — это наши клиенты, даже в Калининграде это ощущается по локации. И в самом начале Рыбной деревни мы сильно зависим от потока туристов. И проработав там без отдыха пять месяцев, ждем, когда начнут приезжать туристы на Новый год. Мы стараемся расти вместе с запросом туристов, вне зависимости от турпотока, мы растем сами, стараемся взращивать свои кадры и уровень сервиса. Дефицит кадров есть, но мы более-менее научились с этим справляться и не допускать его. Нам помогает корпоративная сила, какие-то преференции, скидки, заботимся обо всем цикле жизни и взаимодействия с нашим сотрудником, от начала и до конца».

В регионе ежегодно меняется портрет туриста. Приезжают жители новых регионов страны, отдыхают, тратят деньги и пользуются интернетом. Благодаря данным Big Data можно анализировать всех отдыхающих региона, делится информацией Александр Коренецкий.

Директор калининградского филиала Tele2 Александр Коренецкий
Директор калининградского филиала Tele2 Александр Коренецкий.

«Мы посмотрели активность клиентов Tele2 в летние месяцы 2023 года на территории прибрежных городов. Если говорить про роумеров, то их число выросло на 16% по сравнению с прошлым годом. При этом интернет-трафик вырос за тот же период более чем на 30%. Чаще всего к нам приезжают из Москвы и Санкт-Петербурга. В топе городов — Челябинск, Нижний Новгород, Иркутск, Пермь. И большой прирост показали Белгород, Иваново и Оренбург. Вот так, благодаря обезличенной аналитике Big Data, можно раскладывать и анализировать тренды, проверять гипотезы и принимать верные управленческие решения, опираясь не на частные мнения, а на достоверную информацию о фактических действиях потребителя услуг. Так, в нашей туристической платформе мы можем узнать, откуда приезжают люди, в какой период, население это или миграция, какие культурные мероприятия посещают, длительность пребывания, цель визита, вид транспорта и многое другое. Важный фактор для получения достоверных данных — это развитая сеть. В последние годы мы провели модернизацию, расширили полосу частот в диапазоне LTE-1800, повысили отказоустойчивость собственной инфраструктуры за счет дублирования каналов, связывающих Калининградскую область с основной территорией России. В результате накопили определенный запас прочности и готовы обеспечивать клиентов высоким уровнем качества связи», — рассказывает директор калининградского филиала Tele2.

Итоги турсезона и болевые точки

В летнем сезоне Калининградская область была богата на туристические рекорды, но в следующем году такое может не повториться, делится мнением генеральный директор туристической компании «Анюта» Алтынбек Кожахметов:

«Год был весьма успешный и по-своему рекордный. Здесь сложилось много факторов, и мы в своей среде не надеемся на то, что в 2024 году воспроизведутся все эти условия, потому что слишком много факторов сложилось в этом году, и синергия этих факторов привела к таким результатам. Все эти рекордные показатели — они обозначили ту проблематику, которая есть. Мы увидели потолок своих возможностей по авиаперевозкам, номерному фонду, по автобусному транспорту, по гидам, по туристическому потоку на Куршскую косу. Надо в еще большей степени переходить нашему региону на всесезонную модель работы, когда мы могли бы расширить сезон и работать большую часть года. Для этого нужно переходить, видимо, от отелей к санаториям, к спа-отелям, реабилитационным комплексам, программам ЗОЖ, проводить больше событийки, конгресс туризма, больших федеральных мероприятий за пределами летнего сезона, на которые людям интересно было бы приезжать, задействовать огромный потенциал востока области, который с вводом знаковых объектов ОКН наверняка «выстрелит» и переформатирует карту экскурсионных маршрутов региона».

Более 72% представителей индустрии гостеприимства отметили, что турсезон-2023 прошел лучше, чем предыдущие. Активно продолжается импортозамещение, в Калининградской области открываются новые производства, обслуживающие сферу HoReCa. Но самой большой проблемой оказался кадровый голод. А еще большой проблемой в следующем году для отрасли гостеприимства может стать введение туристического налога, сообщила директор Ассоциации индустрии гостеприимства.

«Безусловно, сезон был уникальным в своем роде, потому что поток туристов, качество туристов, условия внешние и внутренние, все в очередной раз глобально поменялось. Были новые условия и неизвестные в этом уравнении. Бизнес HoReCa очень адаптивный, все нашли новых поставщиков, разработали новые меню, нашли новые каналы агрегаторов, как привлекать к себе внимание. Неизменными остаются следующие проблемы: кадровый голод, поставки и туристический налог. Мы научились воспитывать кадры внутри региона: открыли внутренние школы по обучению. Еще одно решение — привлекать и удерживать специалистов из других регионов. Поставки — локальные продукты, связь с фермерами в этом году достигла своего пика. За последние годы калининградские рестораны максимально обеспечиваются местной фермерской продукцией. У нас открылось несколько производств постельного белья, полотенец, халатов, шампуней и прочего, потому что все логистические цепочки сложны и трудны. Проблема, которая беспокоит отрасль, — это туристический налог. Со следующего года он вступает в силу, и отельеры, и рестораторы просят все-таки его фиксировать на точках транспорта — в аэропорту, на железнодорожном и автовокзалах, а не в местах организованного отдыха. Потому что иначе мы опять попадем в неравную конкурентную борьбу с апартаментами — не все частники будут отчислять. Это проблема номер один, ради которой отрасль собралась на наш внутренний круглый стол», — подытоживает Ольга Тесленко.

Кадровый голод в туристической отрасли — основная проблема, которую необходимо решать, считает основатель туристического кластера «Тильзит-Рагнит» Иван Артюх. При этом он тоже отметил, что сезон этого года был значительно лучше предыдущего:

«2023 год прошел однозначно лучше, чем 2022-й. Он был более активный, более насыщенный. У нас проект «Хутор старого пасечника» стал еще более посещаемым, еще более интересным людям. Не хватает людей, кадров не хватает катастрофически. Это, наверное, сейчас проблема номер один, то есть люди сейчас самым ценным активом становятся. Идей хватает, деньги при желании можно найти, правительство, к счастью, идет навстречу, поэтому некая либерализация законодательства относительно иностранной рабочей силы, правильные затяжки гаек — это тоже нужно, на самом деле. Затем может быть привлечение сотрудников из других регионов. Все вроде бы неплохо, но просто засада с людьми».

Дефицит персонала высокого уровня остро стоит в Калининградской области. Туристы стали более взыскательными, в регионе не хватает высококлассных специалистов, делится директор по развитию экоотеля Glampoint Инна Карпова:

«Болевые точки — это персонал, прежде всего не такой квалифицированный для уровня сервиса, который требуется клиенту, который к нам поехал. Это Москва, Питер, Сибирь, они ищут не просто обслуживания, им важен качественный сервис, к которому они привыкли у себя в крупных регионах. К сожалению, туристический рынок Калининградской области развивается быстрее, индустрия качественного сервиса пока отстает. Но, уверена, все выровняется».

Из-за высокой популярности Калининградской области у туристов образуется нехватка туристической инфраструктуры. Поэтому она должна расширяться, говорит генеральный директор туристической компании travelPRIVE.

«Очень растет туризм в нашем регионе. Но заметили то, что по приему туристов мы уперлись в определенный потолок, то, что все гостиницы и все прочие заведения битком и уже не справляются с туристическим потоком. Нужно развивать, строить новые объекты туристические: рестораны, общепиты, гостиницы. Но есть проблемы с инфраструктурным развитием определенных направлений, как на побережье, так и на востоке области. Поэтому если в совокупности с поддержкой государства мы эти вопросы будем решать, то рост туризма и обеспечение туристов комфортным отдыхом также будет расти, и потолок наш будет подниматься все выше и выше», — подытоживает Константин Стармоусов.

Туристическая отрасль подвела итоги жаркого летнего сезона - Новости Калининграда

В общепите поставщики сильно поднимают цены на продукты, но рестораторы стараются этот рост нивелировать. Рассказывает директор сети ресторанов азиатской кухни Kirin Евгений Кирин:

«В целом все успешно, есть точки роста, которые можем усилить. Ждем нового сезона, ждем больше рейсов со стороны авиаперевозчиков и будем рады новым гостям. Средний чек вырос на 15% на некоторые позиции. Поставщики поднимают цены на продукты очень сильно, и рост цен на готовые блюда сдерживать сложно, но мы стараемся».

Привлекательность Калининградской области — это не только сервис и достопримечательности, большую роль играет и гастрономия региона. Ежегодно в ресторанах региона появляется все больше блюд с местными ингредиентами, аутентичных, авторских, в том числе с региональной историей. Также развитию и улучшению туристического продукта помогут новые турмаршруты на побережье и на восток Калининградской области.