10 ноября в Музее янтаря открывается выставка «Витрина ар-деко».
Будут представлены изделия яркой эпохи ар-деко — не только стиля, но и историко-культурного явления XX века. Характерной чертой для него является контраст: сталь встречается с золотом, янтарь с бриллиантом, бакелит с эмалью; любовь к передовому техническому дизайну, «обтекаемым формам» новейших моделей автомобилей — с мотивами из древних цивилизаций; грубость — с тонкой проработкой деталей.
Янтарь прекрасно вписался в эстетику эпохи 1920–1930-х годов. Этот уникальный экзотический камень, знакомый человеку с древних времён, оказался благодарным материалом для использования в массовом производстве. Изделия с янтарём, созданные на Государственной янтарной мануфактуре (здание сохранилось на Портовой улице в Калининграде), можно было встретить в крупнейших магазинах многих европейских столиц — в Берлине, Париже, Лондоне, Вене, Нью-Йорке.
«На выставке мы хотели рассказать о знаменитом турне Янтарной мануфактуры, когда в 1930 году были собраны наиболее показательные изделия и эта „янтарная витрина“ отправилась в путешествие по столицам Европы и в США, демонстрируя новый взгляд на янтарь. Последняя выставка прошла в Стамбуле в 1944 году. Она стала окном в новый cтиль жизни, манифестацией современного подхода к янтарю как дорогому материалу», — объясняет куратор выставки «Витрина ар-деко», научный сотрудник музея Виктория Резчикова.
В XIX веке было массовое производство статуэток и сувениров, для которых использовался в основном прессованный янтарь и его имитации.
В эпоху ар-деко происходит реабилитация янтаря, плеяда дизайнеров Янтарной мануфактуры стремится выработать новые подходы к этому камню. Работать с таким дорогим и редким материалом могла себе позволить только его родина — в посёлке Пальмникен (ныне посёлок Янтарный) добывался янтарь. За короткий период удалось развить новую «янтарную культуру», а балтийский самоцвет как материал стал интересным как для ювелира, так и для скульптора и приобрёл репутацию драгоценного камня. Произошло то, что современные культурологи называют «переосмысливанием» янтаря.
В витринах будут представлены образцы украшений 1920–1930-х годов из янтаря в сочетании с холодным серебром — именно тогда появилась такая тенденция контрастного соединения холодного блеска серебра с тёплым согревающим янтарём. Помимо гладко отшлифованных пластин также использовались и фигурные — округлые, нешлифованные, неправильной природной формы. Экспонаты для выставки, созданные в Германии, Польше, Дании, Норвегии, Франции, США, были предоставлены фондами Музея янтаря и частным коллекционером.
Период 1930–1940-х годов стал «вторым золотым веком» янтарного искусства. «Солнечный камень» перестал ассоциироваться с незамысловатой бижутерией, он штурмовал салоны, выигрывал призы и награды в многочисленных конкурсах и занял новое место по праву. Шик, блеск, роскошь — так можно охарактеризовать янтарные изделия эпохи ар-деко.
В Германии на стиль оказала влияние рационалистичная эстетика школы дизайна «Баухаус», популярным стало направление «новая вещественность» с минимализмом интерьера, мебели, костюма, декоративно-прикладного искусства. Примером соблюдения симметрии и лаконизма линий могут послужить часы, где янтарные пластины расходятся лучами от циферблата.
Вскоре по следу мануфактуры пошли и знаменитые дизайнеры. С янтарём стал работать «Дом моды Кристиана Диора» — он представлял изделия из янтаря на манекенах в витринах своего магазина, ювелирный дом «Картье», «Лаклош Фрере», «Ван Клиф и Арпельс».
Стиль этот захватил не только моду, но и другие виды искусства. Так, изделия ар-деко стали демонстрироваться в кинематографе: в интерьере, в костюмных украшениях кинодив, — что привело к рождению новой моды. Этой теме будет посвящена женская витрина на выставке в Музее янтаря. Изменение статуса янтаря привело к изменениям и в мужской моде: в обиходе джентльменов появились запонки из янтаря, зажигалки, или «оправы для огня», как их тогда образно называли, портсигары, театральные бинокли… На выставке будут представлены самые интересные модели.
Стилевые нормы ар-деко сохранялись и были узнаваемы не только в 1920–1930-е, но и в 1940–1960-е годы, трансформируясь в лаконичную строгую моду. Этот стиль покорил мир и до сих пор остаётся источником вдохновения для дизайнеров, модельеров, мастеров декоративно-прикладного искусства и архитекторов.
Выставка «Витрина ар-деко» ждёт посетителей с 10 ноября по 17 декабря в Калининградском музее янтаря.