Директор школы «Летово» Михаил Мокринский рассказал о роли частных школ в системе образования и поделился принципами, которые закладывались в основу «Летово».
— Какую роль занимают частные школы в системе российского образования?
— Начиная с девяностых годов негосударственные школы очень часто были нишевыми, то есть нацеленными на определённый запрос либо детей, либо родителей. Детям с особенностями развития была нужна щадящая учебная среда, которая не травмировала бы психоэмоциональное состояние. Второй курс развития частных школ был заточен под социальный запрос родителей, где на первом месте стояла безопасность и приватность детей.
Дальше ситуация развивалась, и в двухтысячных стали появляться негосударственные школы, смысл которых — использовать наработанный опыт государственной и международной систем, чтобы дать приоритет качеству образования. На базе этих изменений возникают возможности не только для непосредственного обучения детей, но и для трансляции образовательных решений. Частная школа сначала может предложить локальное решение, а потом, как это сделано в «Летово», перейти к трансляции, и мы уверены в том, что наши принципы отработаны и оснащены технологиями, так что их уже можно заимствовать, не вкладываясь в переработку
— Какие принципы закладывались в основу школы «Летово»?
— Школа создавалась много раньше, чем она появилась физически, много раньше, чем сложилось ядро её управленческой команды. Сначала появились принципы, которые заложил основатель.
Во-первых, школа предназначена для детей, которые хотят учиться и вкладывают большие усилия, чтобы результаты этого обучения привели к успеху и чтобы они могли реализовать себя не только в тех областях знания, в которых заинтересованы, но и в целом в жизни, в учёбе и дальнейшей карьере.
Второй важный принцип заключается в том, чтобы обеспечить возможность обучения независимо от финансового положения и предложить условия, привлекательные для семей, которые уже до поступления в нашу школу активно инвестировали в разностороннее развитие своих детей. Например, для ребёнка, который учился в художественной и музыкальной школах, посещал одну из лучших общеобразовательных школ в городе, привык к интенсивной и насыщенной образовательной среде, мы стремимся сохранить разнообразие возможностей.
— Какие компетенции и качества развиваются у выпускников школы «Летово» и какого результата они достигают после завершения обучения?
— У нас создана хорошо интегрированная образовательная система, которая даёт ученикам не только углублённые знания в их основной области интереса, но и возможность сочетать несколько различных профильных направлений в индивидуальных учебных планах.
Кроме того, мы стараемся развивать у учеников навыки, необходимые для успешной карьеры и личного развития. Эти навыки включают в себя коммуникацию, коллаборацию и критическое мышление, которые применяются к реальным задачам.
Наша образовательная система также объединяет отечественные академические традиции работы с одарёнными детьми, проектную исследовательскую работу и олимпиадную подготовку. Кроме того, некоторые из наших студентов готовятся к международным экзаменам и учёбе за рубежом.
— Какие существуют требования и процедуры для поступления? Наверняка у вас есть тестирование, предоставление портфолио и прочие этапы.
— Давайте начнём с того, что школа «Летово» принимает учеников со всей страны, и наша система отбора начинается с этапа самоотбора. До того как ребёнок примет решение поступать, у него уже есть доступ к обширной базе данных платформы «Летово.Онлайн». На ней ученики могут готовиться к вступительным экзаменам, улучшать свои знания в различных предметах, также платформа предоставляет рекомендации относительно уровня подготовки. В этом этапе отбора участвуют десятки тысяч учеников.
Обычно из этого числа мы отбираем около пяти тысяч кандидатов, которые проходят первый этап отбора. Они выполняют задания, пока находятся дома, и мы используем системы для проверки, чтобы убедиться, что они сами выполняют работы. Затем следует заключительный экзамен, который включает сложные и дифференцированные задания, позволяющие нам оценить сильные и слабые стороны каждого кандидата.
После этого проходят дополнительные этапы, которые помогают понять, насколько ученик готов присоединиться к школе не только с академической точки зрения, но и в отношении готовности к жизни в общежитии, взаимодействию с одноклассниками и принятию ценностей нашей школы.
— Географически школа находится в Москве, но вы много раз говорили, что она всероссийская. Есть статистика, сколько в «Летово» представлено регионов?
— Мы приближаемся к тому, чтобы у нас учились абитуриенты из свыше 80 регионов, и сейчас уже есть представители из 124 городов и населённых пунктов. В этом учебном году мы приняли абитуриентов из 64 регионов, включая пятерых ребят из Калининграда. На данный момент у нас около 750 учеников, и наши планы предполагают увеличение их числа до 900–1000.
— Поскольку школа частная, она подразумевает коммерцию, однако «Летово» предоставляет гранты для одарённых детей. Как получить финансирование?
— Основатель «Летово» пришёл к решению, что должна существовать возможность для семей с разными финансовыми возможностями. Мы понимаем, что финансовое положение семей разное, и мы готовы поддерживать семьи, исходя из их конкретной ситуации.
После завершения вступительных испытаний родители имеют возможность подать документы на получение стипендии. 20% родителей решают, что у них достаточно средств, чтобы оплатить обучение самостоятельно, и они не подают документы на стипендию. Оставшиеся 80% родителей подают документы, которые отражают их финансовую ситуацию. Эти документы включают выписки из государственных фондов и другие стандартные финансовые документы, которые используются при запросе кредитов или займов в банке.
Результатом системы является то, что процент отказов низкий, поскольку финансовые документы внимательно изучаются. В итоге почти треть наших учеников обучается бесплатно или платит минимальный процент от стоимости обучения. Остальные семьи распределяют финансовую нагрузку в зависимости от возможностей.
Вы тоже можете задать свой вопрос Михаилу Геннадьевичу Мокринскому, директору школы «Летово», на встрече в Калининграде 24 сентября.
Детали и регистрация — по ссылке.