Калининградцы часто жалуются, что после ДТП приходится долго ждать инспектора для оформления аварии. Почему так происходит и как работают сотрудники дорожно-патрульной службы, «Клопс» рассказал командир первой роты отдельного батальона ДПС УМВД по Калининградской области Сергей Карцев.
— В чём состоит ваша основная задача?
— В должности командира первой роты занимаюсь организацией несения службы сотрудниками, а также проверкой несения службы на маршрутах патрулирования на дорогах города Калининграда.
— А сами работали на дороге?
— Почти 14 лет. Начал службу в 2009 году тогда ещё в милиции. В 2023-м назначен командиром 1 роты отдельного батальона.
— Вы служили и в милиции, и в полиции. Какие различия?
— После переаттестации появилось больше ответственности у сотрудников, обязанностей прибавилось с новыми должностными инструкциями.
— Как вы попали в ГИБДД?
— В Госавтоинспекцию я пришёл сразу после окончания юридического института. Почему в ГАИ? Пример показал мой папа Фёдор Карцев, который тоже был инспектором с 1984 года. Отработал более 30 лет. Все дети хотят быть похожими на родителей, так и мне с 7 лет очень хотелось ездить на гаишной машине. Сейчас мне 37, но желание не отпало до сих пор.
Когда учился в школе милиции, познакомился с будущей супругой Ольгой, она тоже трудится в ГИБДД. Другая причина выбора профессии — всегда нравилось автомобилестроение и всё, что с этим связано. Сдал экзамены на вождение, пока в школе учился, а права получил спустя год, в 18 лет. Я не сомневался, что буду работать инспектором: нравилось останавливать, проверять, находить несоответствия. Сегодня, будучи командиром 1 роты батальона, готов также выйти на дорогу и наравне с другими проверять водителей и выявлять правонарушения. В силу своего опыта скажу, что мне это даётся легко и непринуждённо.
— Вы вместе с супругой и на службе. Не устаёте друг от друга?
— У нас направления деятельности совершенно разные. Ольга работает в кабинете, а я на дороге больше. Несмотря на то, что находимся часто в одном здании, бывает, что за день и не пересекаемся.
— Вы не считали, сколько нарушителей привлекли к ответственности за свою карьеру?
— Более тысячи, если посчитать все смены. Хотя работа сотрудника ДПС не состоит в составлении протоколов. Штраф — крайняя мера. Это когда гражданин не понимает, чего от него хотят в рамках закона, либо нарушитель гнёт свою правоту и приходится через протокол или постановление доказывать обратное. Таких граждан за смену 7-10 человек, а остановлены — сотни.
Где можно предупредить — например, у кого-то лампочка перегорела или номер снегом занесло, просто рекомендую устранить погрешность. Большинство отвечают благодарностью и на месте устраняют замечание. Такому гражданину рука не поднимается выписывать штраф, хотя это возможно. Вот это и называется профилактика, когда идёт обоюдное согласие и диалог.
— Среди водителей бытует мнение: остановил, значит, докопается. Часто на вас жаловались?
— За 13 лет два раза — по серьёзным статьям, где грозило лишение прав. Граждане нанимали адвокатов, которые отрабатывали свои деньги: инспектор не там запятую поставил — мол, уже повод для подачи жалобы. Хотя сути дела это не меняет — водитель ехал пьяный.
— Что было потом в суде?
— Суды постановили, что решение было верным, но жалоба на инспектора составляется. Такие жалобы не считаю серьёзными. Ни один мой материал судья не отменил.
— Что бы вы хотели пожелать водителям?
— Быть более ответственными. Удивляют водители, которые везут детей без удерживающих устройств. Начинаешь беседовать, а автомобилисты даже не понимают, чего от них хотят: мол, нам проехать всего-то 200 метров, не придирайтесь. Но если мы даже смотрим ролики, видим, к чему безответственность может привести.
— Вы часто видите аварии, в которых получают серьёзные травмы и даже погибают люди. Влияет ли это лично на вас?
— Каждый случай со смертельным исходом запоминается. У нас в Калининграде, к счастью, подобных ситуаций не так много. Психологически я настроен на то, что, выходя службу, могу с этим столкнуться. Нужно быть готовым к жутким авариям не только морально, но и физически. Сколько раз я вытаскивал из покорёженных машин пострадавших с переломанными руками и ногами, люди были все в крови. На место происшествия первыми приезжают как раз сотрудники Госавтоинспекции.
— Как вы считаете, в последнее время изменилось отношение водителей к инспекторам?
— Отмечу положительную динамику: к нам стали прислушиваться. В 2012 году проблемных водителей было больше, сейчас единицы. Автомобилисты не могут найти общий язык с инспекторами, подключается ответственный. Каждый человек индивидуален: у кого-то проблемы в семье, на работе. Люди начинают общение с конфликта, но находить общий язык нужно, и это наша задача. Все проблемы регулируются на уровне общения, и это я считаю положительной тенденцией за последнее время.
— Инспекторов учат общению на дороге?
— В школе милиции нас обучали психологии. Но там была теория, опыт приходит с практикой. Отработав много лет, я могу сказать, что вижу, когда человек говорит одно, а думает другое, или когда водитель молчит, но хочет что-то сказать, а не делает этого в силу определённых причин.
— Вы из семьи гаишника. Наверняка сравнивали себя и папу. Какие у вас отличия?
— Мой папа был самым принципиальным гаишником во всём Калининграде. Никогда не шёл на уступки: если виноват, то оформлял. Никакие просьбы от водителей не воспринимались. Понять, каким он был, ваши читатели могут по советскому фильму «Инспектор ГАИ». Я же не такой принципиальный. Если законодательно есть возможность сделать только предупреждение, то я не составляю административный материал. Речь, конечно, не идёт о случаях, если за рулём пьяный или водитель совершил грубое нарушение ПДД.
— Вы упомянули фильм, а какие современные картины или сериалы наиболее точно описывают работу ГИБДД?
— Своего образа в кино я пока не увидел.
— А «Полицейский с Рублёвки»?
— Точно нет. Это не про нашу службу. В фильме одни раздолбаи, жанр — комедия.
— Обижаетесь на то, какими показывают вас в кино?
— Нет. Каждый занимается своим делом. Им поставили задачу сделать весёлое кино, и у них это получилось.
— А вы тоже посмеялись?
— Да, в том числе. Я глубоко сомневаюсь, что авторы фильма как-то негативно относятся к полиции. Просто у каждого своя работа.
— Что в работе инспектора самое тяжёлое?
— До определённого момента для меня это было работа с гражданами. Работать с документами можно научиться за неделю, а вот как наладить контакт с людьми — на это нужно гораздо больше времени.
— Есть ли у вас палочная система, когда инспектор должен собрать определённое количество протоколов за смену?
— Нет. Если нет нарушений, значит, профилактика работает.
— В Калининграде часто можно увидеть объявления о приёме на работу в ГИБДД. О вакансиях трубят даже мониторы в маршрутках. Такое ощущение, что особо желающих нет. Так ли это?
— Поступить на службу может не каждый. Очередь из потенциальных желающих есть, но большая часть отсеивается на медкомиссии: кто-то не подходит по зрению или другим заболеваниям. Чуть ли не космонавтом надо быть, чтобы попасть к нам! Другие думают, что у нас задача ездить по городу и всех наказывать, но нет, это не так. Кто-то оружия боится.
— То есть, просто так, с улицы, не залететь?
— Можно и с улицы залететь, но определённые требования есть, и надо быть к ним готовым. Мы всегда рады новым людям: когда к нам приходят с образованием, но не с юридическим, отправляем на курсы обучения. Бывало, что учатся, но потом не справляются. Окунуть в работу сразу мы, конечно, не можем.
— Работать сотрудником ГИБДД — это престижно?
— В моём понимании, да. Из моего окружения кто-то с этим не согласен.
— Задача ГИБДД — снижение аварийности и травматизма на дорогах. Исходя из своего опыта, что бы вы предложили для достижения этой цели?
— За отсутствие детского кресла я бы отстранял от управления машиной. Сегодня у нас за это штраф 3 тысячи рублей. Для некоторых это не сумма: водитель расписался и через секунду забыл. А если бы гражданина отстранили от управления и он уже не смог продолжить поездку, то это бы повлияло: лучше купить кресло за 10 тысяч, чем потом получить проблемы. Другая мера — увеличить количество камер фиксации нарушений. Чем их больше, тем меньше фактов превышения. Мы это видим.
— Как вы реагируете на критику со стороны водителей?
— Положительно. У каждого человека своё мнение. Когда водитель выражает недовольство, нужно выслушать его и ни в коем случае не ругаться. Бывает, приезжаешь на место ДТП и диалог начинается с того, что водители стоят целых полтора часа, а гаишники сидят и ничего не делают. Если полезть в скандал головой, можно ответить, что это «не ваше дело». А если объяснить гражданину, чем мы занимались, то отношения меняется.
— А чем вы занимаетесь?
— Кто-то рожает — это к ГИБДД, умирает — опять к нам. И так далее. Объясняем, что мы делали и почему не приехали на вызов раньше. Я за свою службу больше десяти раз сопровождал тех же рожениц, но я не чувствую себя каким-то героем, это моя работа. И когда я объясняю это водителю, то вместо негатива, вижу понимание. Или вот свежий пример: ехал экипаж на оформление аварии, увидели, что машина поворачивает не со своего ряда. Остановили: выяснилось, что за рулём водитель, лишённый прав. Процедура затянулась, и те, к кому они ехали, вынуждены ждать ещё больше. Но не среагировать мы тоже не можем.
— В России существует упрощённая форма оформления ДТП без пострадавших. Наши водители не пользуются такой возможностью, часами блокируют движение. Почему ГИБДД не воздействует на таких автомобилистов?
— Есть возможность оштрафовать, но мы предупреждаем. Многие говорят, что не знали об этом, если составить протокол — получим негатив.
— А как вы относитесь к службе аварийных комиссаров?
— Их работа заключается в том, чтобы помогать участникам ДТП. Нам они не мешают. Сегодня их больше, чем нас.
— Какие самые распространённые нарушения в Калининграде?
— У нас есть перекрёстки, которые многие не знают, как правильно пересекать. Иногда удивляет поведение на простых участках. Например, с Пролетарской поворот налево к площади Василевского многие делают не с трамвайных путей, хотя по правилам, надо занимать крайнюю левую полосу. Начинаются споры, которые заканчиваются чтением пунктов Правил дорожного движения.