14:42

Между этажами: почему нового лифта калининградцам приходится ждать годами

  1. Калининград
Между этажами: почему нового лифта калининградцам приходится ждать годами - Новости Калининграда | Иллюстрация: Я. Богатырёва / Midjourney
Иллюстрация: Я. Богатырёва / Midjourney

В следующем году в области планируют досрочно завершить замену «возрастных» лифтов, срок которых истёк или истекает в 2025 году. «АиФ-Калининград» выяснил, есть ли сложности с кабинами и запчастями после ухода с российского рынка зарубежных компаний.

Пешком по лестнице

По требованиям техрегламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» срок службы лифтового оборудования равен 25 годам со дня ввода в эксплуатацию. В нашем регионе 300 таких возрастных лифтов, большую часть которых заменили ещё в прошлом году.  

Как сообщила начальник одного из технических отделов региональной жилищной инспекции Елена Циглер, с начала года на работу лифтов пожаловались до 20 жильцов многоэтажек. Критических ситуаций с пострадавшими не было, люди больше сетуют на простои.

«Сейчас основная проблема — остановка лифта. Ремонтные работы затягиваются даже не на недели, а на месяцы. Когда связываешься с УК, те говорят: то деталь не пришла, то увеличилось время доставки, то подорожали запчасти. 

К примеру, жильцы дома №5 на Олимпийском бульваре в Светлогорске ходят пешком с сентября.

Минконтроля судится с управляющей компанией. Та настаивает, что это работы капитального характера и, соответственно, платить должен Фонд капремонта из «общего котла». Мы считаем, что повреждения небольшие, и УК может отремонтировать лифт за счёт собранных с жильцов средств. Точку в этом деле поставит суд», — рассказала Циглер.

Год сидят без грузового лифта и жильцы дома на ул. Батальной, 1, в Калининграде. В пассажирский вмещается от силы 4 человека, поэтому утром и вечером перед кабиной выстраиваются очереди.

«У нас встали ремонты, доставить домой мебель и другие габаритные грузы невозможно — как-никак 14 этажей. 

Как раз перед поломкой я купила тяжеленный матрас. Грузчикам пришлось тащить его по лестнице на 13-й этаж. Судя по выражению их лиц, они готовы были меня убить.

А что мы можем сделать? Платим взносы на спецсчёт. Думали, так будет проще решать проблемы дома. А вышло ещё хуже: чтобы выделить сумму на ремонт лифта,  прошли целый квест: от жалоб в минконтроля и в прокуратуру до заполнения многочисленных протоколов. Старшая по дому — на грани нервного срыва. То неверный счёт списания указали, то не прописали срок гарантии, то в листе согласования отсутствует подпись уполномоченного собственника. Нюансов — море. Сейчас вот Фонд капремонта ответил, что «аванс ушёл», а УК уверяет, что впервые об этом слышит. Ни конца, ни края мытарствам. Страшно подумать, что будет, когда встанет единственный лифт», — поделилась Татьяна Осипова.

Как сообщили изданию в министерстве строительства и ЖКХ области, сейчас в области обслуживают лифты 12 компаний. Но квалифицированных специалистов по данному направлению не хватает.

Гендиректор фирмы «Вертикаль» Сергей Ремесло прокомментировал: «В регионе подготовки кадров нет. Возим людей на аттестацию в Москву. Затраты большие, но выхода нет. Нагрузка на работников огромная: если раньше на человека приходилось 16 лифтов, то теперь — до 150. Нормы никем не регулируются. Ещё проблема: отсутствие планово-предупредительного ремонта лифтов. У каждой детали свой срок, их надо менять. Но этот вопрос отдан на откуп жэкам: хотят делают, хотят — нет. Всё это влечёт потенциальные риски». 

По данным министерства строительства и ЖКХ области, сейчас в региональную программу капремонта включено 1 158 многоквартирных домов, в которых находится  3 428 лифтов. В текущем году планируется заменить 133 лифта в 57 домах в Калининграде, Балтийске и Советске. Как пояснили в региональном Фонде капремонта, в других городах либо нет многоэтажек с лифтами, либо сроки их замены не подошли.

Лифт — общее имущество дома. Если собственники платят взносы на капремонт в «общий котёл», то финансирует ремонт региональный оператор. Торги по выбору подрядчика также проводит он. Если жильцы собирают деньги на спецсчёт, то они сами принимают решение о сроках, видах работ и источниках финансирования. 

Как показывает практика, со «спецсчётчиками»  больше всего проблем. У жильцов нет понимания, как действовать. Да и выбор самих лифтов далеко не такой, как раньше.

Замдиректора ООО «Жилищный трест — Лучший дом» Артём Леваков объяснил: «Специфика нашей области такова, что треть всех лифтов в домах — зарубежного производства. Это канадские Otis, финские KONE, швейцарские Schindler, есть также немецкие, испанские, турецкие. В начале прошлого года иностранные компании ушли из страны. А лифты — потенциально опасный объект, их нужно обслуживать. По адресу каждый месяц должен выехать электромеханик — продиагностировать, смазать; если надо, заменить детали. А в области запасы запчастей исчерпались к маю прошлого года. Спасли друзья из Турции и Китая. На сегодня проблема снята. На складах имеются запчасти — пусть и  не оригинальные. А вот лебёдки в сборе и частотные преобразователи приходится ждать. Раньше собственники, аккумулирующие средства на спецсчёт, могли поставить в доме любой лифт, теперь эта опция недоступна. 

Доставка по параллельному импорту и российских лифтов изрядно подорожала: с демонтажом и установкой это обойдётся в 4, 5 млн руб. А везти заморский стоит уже порядка 10 млн.

Никаких средств не хватит. Переходный период заканчивается 15 февраля 2025 г. До этого времени все лифты, отслужившие четверть века, должны заменить. У кого был советский лифт, поставят такой же новый. А вот жильцы домов 1998, 2000 годов постройки, где стояли зарубежные кабины, расстроятся: вместо «Мерседеса» придёт «Москвич».

Разницу доплатят

В Фонде капремонта уверяют, что жалоб на некачественную работу лифтового оборудования (на смену зарубежному пришло отечественное) после его замены нет.

«Во время работ расширяют лифтовую кабину, а также входной проём до 800 мм. Такого результата удаётся достигнуть, благодаря установке телескопических дверей, которые открываются в одну сторону. Такими лифтами беспрепятственно могут пользоваться люди, использующие габаритные инвалидные коляски-вездеходы. Раньше они не проходили в проём по ширине. 

Также комфортнее стало использовать лифт мамам с детскими колясками. В современный лифт спокойно встанут две. 

На кнопках лифта размещён рельефно-точечный тактильный шрифт для чтения незрячими. Безопасности — особое внимание. Фонд устанавливает лифты с безредукторной лебёдкой, со встроенным грузовзвешивающим устройством, защитой от проникновения, вмонтированной системой «фотошторы» и, конечно, уловителем лифта, который в случае маловероятного обрыве троса не даёт упасть кабине вниз. Собственники могут самостоятельно выбрать дизайн и цвет кабины, которые оснащены системой вентиляции, комфортным уровнем освещения, зеркалом и поручнем», — рассказали в Фонде.

Что касается денег, то региональное правительство решило помочь «спецсчётчикам» и софинансировать работы по замене «возрастных» лифтов. Причём замену в таких домах хотят произвести досрочно — в 2024 году. Но для этого жильцам придётся временно перейти на счёт регионального оператора, чтобы покрыть разницу в стоимости.

Как действовать, если вы на спецсчёте?

1. Провести собрание собственников и в протоколе закрепить решение по замене лифта (лифтов).

2. Выбрать подрядчика. Он обследует лифт и составляет калькуляцию работ. С ним подписывают договор.

3. Если владелец спецсчёта — Фонд капремонта, он должен проверить все собранные документы.

4. Затем производится авансовый платёж подрядчику.

5. Жильцы следят за ходом выполнения работ.

В одном из подъездов девятиэтажного дома №63 на улице Левитана с ноября не работает лифт, который категорически отказывается чинить управляющая компания. «Клопс» разбирался, почему так произошло и кто на самом деле должен финансировать работы.