11:00

Газетные киоски – это лицо нации

  1. Интервью
Что придет на смену газетному киоску? Кто входит в целевую аудиторию потребителей газетно-журнальной продукции? Почему необходимо издавать печатные СМИ для детей, и с помощью чего можно научить молодежь думать, в интервью "Клопс.Ru" рассказала генеральный директор калининградской компании "Пресса Плюс" Тамара Колесник.
 
− Тамара Сергеевна, как сегодня обстоят дела в калининградской системе распространения прессы?
 
− В Калининграде дела обстоят точно также, как и во всей России. В свете последних принятых законов сеть распространения, учитывая еще то, что она находится на падающем рынке, спрос на газеты падает в силу того, что некоторые люди не могут себе позволить купить газету, а некоторые переходят на электронные носители. Как и на Западе. Но опыт Запада показывает, что спрос на газетно-журнальную продукцию, не смотря на внедрение электронных технологий, остается. В данном случае очень показателен пример Японии, где запретили использовать электронные средства даже в школах, потому что это приводит к тому, что нация начинает переставать думать. А не думающая нация не может быть двигателем любого прогресса. Японцы первыми внедрили их и первыми поняли, что нужно менять ситуацию и убирать из детских учреждений электронику и как и в старые времена учить молодежь с помощью бумажных носителей, учить думать.
 
− Что представляет из себя ваша целевая аудитория? Кто эти люди?
 
− Целевая аудитория газетной продукции и журнальной продукции немного разная. Причем, в каждом сегменте. В основном, газеты покупают люди в возрасте после 35 лет. Я уже не говорю о том населении, которое воспитано в те времена, когда считалось дурным тоном, если человек не читает и не выписывает газеты. В те времена институт подписки у каждой семьи был огромен. Сейчас, конечно, это выглядит немного иначе. Стойкая аудитория и у журнальной продукции. Здесь как раз очень много молодежи. Потому что глянец имеет стойкий спрос и никакими электронными СМИ его не заменишь.
 
К сожалению, очень мало детской газетно-журнальной продукции. Сейчас эта аудитория не востребована. Вернее, она не предложена. Я бы посоветовала издателям обратить внимание, что если они не начнут воспитывать любовь к газетам и журналам с детства, то в будущем они получат поколение, которое будет прохладно относиться к их продукту.
 
− Какие меры вы принимаете, чтобы привлечь к себе новых потребителей?
 
− Сейчас тот метод подачи газетно-журнальной продукции, который существовал долгие времена, начинает себя изживать. Это газетный киоск. Да, где-то на перекрестках он будет больше востребован, чем павильон, где можно выставить гораздо больше продукции, а самое главное – есть прямой доступ покупателя к ней. Человек может взять, посмотреть и пощупать. На сегодняшний день это самое главное, потому что покупатель хочет видеть, за что он платит деньги, а в киоске это невозможно ему предоставить. Поэтому внедрение новых видов продаж с расширением ассортимента как раз и есть то направление, по которому идет вся Россия.
 
К сожалению, в этом вопросе у нас очень много сложностей. В Калининграде вопрос замены киосков на павильоны стоит очень остро. Я могу говорить только о своем предприятии – мы в течение года пытаемся решить этот вопрос в центре города. Как раз в рамках постановления, которое принято в Калининграде, согласно которому до 2017 года мы должны привести все точки распространения в современный вид. Но мы увязли в согласованиях с администрацией. Времени на согласование документов тратится гораздо больше, чем на изготовление, установку и раскрутку данной точки. Если процесс и дальше будет так идти, то, боюсь, мы не выполним данную программу. Здесь необходимо понимание городских и областных властей, что мы выполняем задачу, которая в интересах всего населения. Потому что газетные киоски, как бы кто не говорил, - это лицо нации. Это интеллектуальная продукция. Не зря же во всем мире введен норматив по по числу киосков на душу населения. В Европе он составляет в среднем один киоск на 1,5 тысячи человек. Я уже не говорю о наших ближайших соседях поляках, у которых один киоск на 800 человек. Калининград уже сегодня является городом, где неплохо обстоит дело, но в два раза хуже, чем в Европе. Но если это позволительно, например, в средней полосе России, то нам, находясь в окружении европейских государств, простите, это непозволительно. Мы портим лицо не только своего субъекта, но и всей страны.
 
− Тамара Сергеевна, сколько составляет товарооборот одного киоска в месяц и сколько необходимо для того, чтобы это было рентабельно?
 
− На сегодняшний день средний товарооборот точки, причем, с учетов трафикообразующего товара – табака, составляет около 200 тысяч рублей. Чтобы точка была рентабельной, необходимо не менее 250 тысяч. Все, что меньше, - это неокупаемые проекты.
Как изменилось число киосков в Калининграде по сравнению с прошлыми годами?
 
За последний год наша сеть только по Калининграду уменьшилась на 22 киоска. Это чисто экономические причины и нехватка трудовых ресурсов. Мы просто не можем найти людей, которые могли бы работать с нашим клиентом. Потому что определенный уровень продавца должен быть – человек должен разбираться в интеллектуальном продукте, чтобы грамотно предложить его покупателю. Вообще, контингента трудового ресурса на рынке розничных продаж не хватает всем. Есть такие люди, которые ходят по сетям и не отличаются ни трудолюбием, ни пунктуальность, ни честностью.
 
− Вы упомянули про трафикообразующий товар – табак. Какие еще товары и услуги вы можете предложить покупателям, помимо печатной продукции?
 
− В первую очередь, мы учимся у наших соседей. У них большой ассортимент продуктовой группы. Они вовсю торгуют сосисками, снэками и прочим. Мы же в большом ассортименте продаем детские товары, книги, игрушки. Сейчас в преддверии чемпионата мира по футболу расширяем ассортимент сувенирной продукции. Выставляем отдельное оборудование, отдельные шкафы, где можно в большом количестве выставить продукцию, представляющую наш город. Кроме того, мы пытаемся сотрудничать с банками по приему онлайн-платежей.
 
Мы стараемся сделать все, что возможно на нашем торговом месте, для удобства покупателя. Зимой людям хочется выпить горячего кофе. Важно, что клиент может просто зайти и погреться, а летом в связи с тем, что все современные торговые точки оборудованы кондиционерами, отойти от жары.
 
− Какую помощь в развитии вашего бизнеса могут оказать местные власти? Что вы от них ждете и почему они этого не делают?
 
− На более высоком уровне есть понимание того, что с принятием некоторых законов сети распространения в России оказались в тупике. Поэтому в срочном порядке, пока принимаются определенные меры в виде писем. Это письмо Минкомсвязи, которое рекомендует устанавливать пониженные ставки арендной платы, более широко предоставлять точки, то есть соблюдать рекомендуемое количество газетно-журнальных киосков на численность населения. Понимание есть, и я знаю, что сейчас очень плотно работают с депутатами Государственной думы по поводу внесения изменений в закон «О торговле» в части, касающейся нестационарных торговых объектов.
 
На местном уровне хотелось, чтобы было понимание. Если Александр Георгиевич [Ярошук, глава Калининграда] при личной встрече никогда не отказывает, то все благие намерения на уровне исполнительной власти просто увязают годами. Или это непонимание проблемы, или это нежелание ее понимать, но воз и ныне там. Я вам сказала, что за год мы не получили согласования ни одного места.
 
Надо отдать должное, что большинство киосков в Калининграде имеют земельные договоры, но вопрос их продления тоже тормозиться на уровне администрации города. Я понимаю, что объекты мелкие и чиновникам не хочется увязать в этой проблеме и мониторить ее. Проще скинуть на отдел потребительского рынка. Но для нас эти договоры очень важны, потому что стоимость каждого квадратного метра в киоске не уступает стоимости квадратного метра недвижимости. Вкладывать деньги, чтобы тебе завтра сказали, что тебя здесь не будет, могут только люди ничего не понимающие в бизнесе и дилетанты.