15:08

В этом году рубль укрепится и найдёт свою середину, но 2017-й будет очень сложным

  1. Интервью
Недавно Григорий Бегларян провёл семинар в Калининграде, на котором рассказал о последних финансовых тенденциях и трендах. В интервью "Business FM — Калининград" аналитик рассказал о том, что произойдёт в ближайшее время с рублём и как можно зарабатывать в кризис. 
 
— Григорий, о чём вы в первую очередь рассказываете на подобных мероприятиях, какие вопросы вам чаще всего задают?
 
— О текущих тенденциях, но особенно людей интересует в последние два года конъюнктура на российском валютном рынке и перспективы российской экономики. Я пытаюсь втолковать, что, в общем-то, и то, и другое не является чем-то типично российским, это общемировая тенденция.
 
В мире начинает подниматься новая волна кризиса, не знаю, будет ли она окончательной. И чем хуже ситуация в развитых странах, тем сильнее трясёт развивающиеся экономики — азиатские, латиноамериканские, некоторые экономики Восточной Европы, ну и Россия в эту категорию входит. Когда эта тенденция изменилась, власти — и финансовые, и политические — просто не успели приспособиться и теперь лихорадочно ищут пути выхода, но так быстро их не найти. Так и сложилась негативная ситуация в российской экономике. Валютный рынок испытывает на себе новый эксперимент — так называемый свободный плавающий курс. Он отчасти и стал причиной того, что россияне со средним или большим достатком заинтересовались курсом валют.
 
— Калининградские бизнесмены предсказывали, что 2015 год будет очень сложным по сравнению с 2014-м, однако он получился на удивление спокойным. Как вы думаете, по какому сценарию будет развиваться нынешний?
 
— Для кого-то 2015 год оказался стабильно спокойным, для кого-то нет. У многих  бизнесменов есть проблемы. Есть бизнес, у которого рублёвая составляющая превалирует. Видя такие большие колебания, он, естественно, вынужден уходить в валюту. Купив валюту, он ничего не зарабатывает, надеясь лишь на повышение курса, если он встал — бизнес в проигрыше. К сильным скачкам валют приспособиться, на мой взгляд, нереально.
 
Другая часть бизнеса, в которой, наоборот, превалирует валютная составляющая, доходы рублёвые, а расходы валютные, — у них такая же проблема. Поэтому для кого-то в том году всё это стало причиной серьёзных убытков. В выигрыше оказались в основном те, кто сориентировался на новые тренды в российской экономике, возник спрос в каких-то иных точках. Вот они, как говорится, в шоколаде.
 
В любой кризис можно зарабатывать, и не только спекулянтам, но и бизнесменам. Много заработали те, кто ориентирован на экспорт: сельхозпроизводители, например, нежданно-негаданно стали очень богатыми людьми. Потому что был сильный провал рубля и резкий спрос на экспорт из России. Мы даже задавили восточно-европейских конкурентов. Бизнес, ориентированный на внутренний спрос, пострадал больше всего.
 
В текущем году с учётом глобальной неопределённости прогнозировать что-либо сложно. Но навскидку: на российском валютном рынке будет несколько иная ситуация, чем в прошлом году. Сначала резкое укрепление рубля, а потом такое же резкое ослабление, вплоть до уровня начала нынешнего года. Если не будет серьёзных форс-мажоров, в первую очередь связанных с геополитикой, с американской политикой, на мой взгляд, ситуация в этом году будет спокойная. Перемирие в Сирии, спокойствие на Украине — это всё не просто так. Сильные мира сего, западная элита всё-таки решили довериться своим банкирам, которые пообещали, что сделают что-то хорошее. И им не надо принимать каких-то экстренных мер.
 
На российском валютном рынке тенденция будет более или менее спокойной. Конечно, если дадут возможность спекулянтам поиграть на нефти, цены начнут сильно колебаться, и рубль с ними в тандеме. Но пока я вижу, что рубль укрепится, откорректируется, а потом плавно найдёт свою середину. А вот 2017 год навскидку будет очень сложным.  
 
— Раз уж вы заговорили об Америке — в ноябре президентские выборы, скорее всего, номинации получат от республиканцев Трамп, от демократов — Хилари Клинтон. На ваш взгляд, кто выгоднее для России в качестве президента США на следующие четыре года?
 
— Тут выгод никаких нет. Во-первых, сложно сказать, победит ли Трамп, в это сложно поверить. Если да, тут уже будет не до интересов российских, потому что победа Трампа — это форс-мажор. Это будет большой сюрприз, большая встряска в американской политике.
 
Хилари Клинтон, на мой взгляд, ставленник финансовых кругов, поэтому она очень большой негатив для Америки. Программа Клинтон — это, образно говоря, "больше социализма", так же поступал Обама. Когда у них начнутся проблемы, их методом решения проблем станет провоцирование внешних шоков. В этом случае кто главный раздражитель? Россия. Поэтому с точки зрения российских интересов Трамп был бы интереснее.
 
Между прочим, у Трампа программа не экзотическая, как пишет их пресса, она очень похожа на программу Рейгана. Я в своё время писал диплом по налоговой политике Рейгана и понял, как развивалась американская экономика, как они могли вырваться из капкана. В конце 70-х у них был серьёзный кризис, из которого выбрались за счёт структурных реформ. Трамп такие реформы и предлагает. Но республиканская платформа подразумевает резкое ограничение полномочий FED — Федеральной резервной системы. Если победит представитель республиканцев, то, имея подавляющее большинство голосов в конгрессе, они могут реализовать свои угрозы. Это будет новая веха, тогда в мире все изменится.
 
— Большинство россиян научились следить не только за курсом "рубль-доллар", но и за ценами на нефть. Что будет с нефтью?
 
— Ситуация с нефтью напрямую зависит от действий финрезерва, ведь цена на неё не сама по себе упала, сопоставьте события. Есть мнение, что есть сговор против России, но  почему в 90-е годы, когда Россия была свободной, нас любили, нефть падала? Тоже какой-то был заговор? Нет, конечно.  
 
Цены на нефть определяют крупные спекулянты и политика финрезерва. Если последний попытается дальше поднимать ставку, начнётся тряска по новой. С 1971 года реальная цена нефти никогда не была ниже 20-22 долларов за марку "Брент". На текущий момент цена на европейскую нефть остаётся выше отметки в 34 доллара, у нас есть неплохие варианты для дальнейшего роста, пока активная цель — это 42-46, и дальше 52. Если конъюнктура подтверждает эти активные цели, значит, для рубля всё остаётся пока спокойно. Возможна попытка коррекции до 72-73 рублей за евро.
 
Но чудеса на этом рынке бывают. Поэтому предсказывать цену нефти, я думаю, никто не возьмётся.
 
— В какой валюте вы рекомендовали бы хранить сбережения?
 
— Вопрос непростой. С одной стороны, понятно, что в текущей ситуации сидеть в рублёвых активах достаточно опасно. В долгосрочной перспективе доллар может стоить 94-120 рублей, но 120 — это точка невозврата. Если курс доллара к рублю менее чем за 24 месяца превзойдёт отметку 120, это будет катастрофа. Это будет означать, что государство перешло к комиссионному финансированию, запустив печатный станок в стиле 90-х. Вы сами понимаете, чем всё это кончится.
 
Мы рассчитываем на рост курсовой стоимости, чтобы обменивать нашу валюту на рубли и как-то жить. А если курс год-полтора стоит? Яркий пример — 2009 год. Мы поспорили тогда с моим коллегой Владимиром Левченко. Я считал, что в 2009 году кризис заканчивался, но многие рекомендовали оставаться в валюте. Курс, достигнув 40, ушёл ниже 30. Но представьте: вы четыре года сидели в валюте, получая копеечные проценты дохода. Дай бог, чтобы потом курс пошёл резко вверх. В этом есть проблема и у домохозяек, и у бизнеса.