Интервью
Автор: Константин Сериков
31.12.2015
15:09

За 24 года только одно частное предприятие купило новые автобусы

В 2016 году в Калининграде будет проведён новый конкурс на распределение маршрутов между перевозчиками. Впервые за последние годы в "розыгрыше" автобусных направлений участвует муниципальное предприятие "Калининград-ГорТранс", которое недавно закупило новые автобусы. Благодаря им компания может получить те маршруты, которые раньше были заняты частниками. Об этом в интервью Клопс.Ru рассказал глава "Калининград-ГорТранса" Анатолий Мухомор.
 
— Недавно в интернете появилась информация о деятельности "Калининград-ГорТранса", где, в частности, говорится, что к 18 рублям, которые платят пассажиры за проезд, городской бюджет доплачивает муниципальному предприятию 24 рубля. Так ли это?
 
— Фактически так и есть. Трамваи и троллейбусы — это самый затратный транспорт в Калининграде. В советское время вкладывали много денег в инфраструктуру, обновление путей, замену рельс, шпал и контактной сети. Последние 30 лет не выделялись деньги, но траты остались. Поэтому то, что пишут про доплату, действительно правда. Но мы прозрачны в своей работе, нас постоянно проверяют, все наши бюджеты обсуждаются в горсовете.
 
— В том же материале говорится, что доплата идёт не только на нужды предприятия, но и на полёты бизнес-классом, строительство сауны. А ваша зарплата с учётом премий составляет 120 тысяч рублей. Что здесь правда?
 
— Автор той публикации ссылается на акт проверки контрольно-ревизионной комиссии. Эта комиссия не имела права работать и проводить проверки, но тем не менее "собрала нарушения". Далее документы были переданы в полицию и нами занимался УБЭП. Опрашивали меня, сотрудников, проводили проверку на самом предприятии. Но в итоге нарушений выявлено не было.
 
Что касается сауны, то она появилась на предприятии в результате того, что нам удалось сэкономить на ремонте одного из наших зданий. Представители профсоюза попросили оборудовать спортзал, в котором находилась и маленькая парная. Но она была в ужасном состоянии. И тогда мы решили на сэкономленные средства её отремонтировать. Лично я туда не хожу, она для сотрудников. Что плохого, что мы улучшили условия труда для сотрудников, лично я не понимаю. Просто надо было за что-то укусить, вот и попытались поймать.
 
Что касается дорогих полётов на самолётах, то лично я вообще ни разу в жизни не летал бизнес-классом ни как руководитель предприятия, ни как обычный пассажир. Только на фотографиях видел, как всё это выглядит. Но в докладе упоминаются наши полёты. Да, действительно, директор троллейбусного депо летал в Минск в самолёте бизнес-классом, но только потому, что нужно было срочно вылетать на приёмку новых троллейбусов, а других билетов не осталось. Причём разница в стоимости там была всего 2-3 тысячи. Если бы речь шла о 20 тысячах, он просто никуда бы не полетел. Это действительно была производственная необходимость, и это было согласовано.
 
По своей зарплате скажу, что "ставка" у меня 35 тысяч рублей, плюс премия до 100%, а также надбавка за сложность и напряжённость.
 
— Ещё в докладе говорится про сотню мобильных телефонов и номеров, которые закупил "Калининград-ГорТранс". Зачем вам столько?
 
— Мы закупили новые телефоны для водителей, чтобы обеспечить корпоративную связь. Стоимость каждого телефона — менее тысячи рублей, а абонентская плата за безлимитное пользование составляет всего 35 рублей в месяц. На этот шаг мы пошли, чтобы оптимизировать расходы предприятия. До этого у нас в штате было 15 линейных контролёров, которые находились на разворотных узлах. У них были рации, и когда случалось ДТП или ЧП и надо было развернуть или повернуть трамвай, то они указывали на это водителям трамваев. Так вот мы решили оптимизировать затраты, людей сократили, отказались от связи по рации и купили эти телефоны. Раздали их на каждый вагон в троллейбус и трамвай, и теперь диспетчер сам обзванивает водителей и сообщает, куда ему ехать, а куда нет. Согласитесь, экономия приличная. Но зато устроен крик: "Мухомор купил 100 телефонов, украл деньги". А про то, что мы сэкономили на этом средства предприятия, не сказано.
 
— В этом же докладе отмечается, что "ГорТранс" получал без конкурса прибыльные маршруты, а частники остались в заведомо невыгодном положении. Что это за маршруты?
 
— Так вот я бы сам хотел узнать, что это за выгодный маршрут за последнее время получил "ГорТранс", да ещё и без конкурса. Может 1Т, который вместо трамвая ходит? Со всех автобусов выручка 60 тысяч в день. 1Т не окупается, он социальный. К тому же вне конкурса мы ничего не получили. От 18-го маршрута частник отказался из-за убытков. Его отдали нам.
 
— В докладе вас обвиняют в недостаточном контроле за брусчаткой. Как осуществляется контроль за приёмкой и хранением камня?
 
— У нас на предприятии есть охрана, кладовщик. Ведётся контроль, в том числе и за участком, где лежит брусчатка. На входе работает охрана, даже не от нашего предприятия. Но всё равно пишут, что я брусчатку вагонами в Литву вывожу. Постоянно задают вопросы: "А можно украсть брусчатку у вас?" Вы знаете, я всегда отвечаю, что и банки грабят, где система безопасности гораздо строже. Один булыжник теоретически можно вынести, хотя я очень сомневаюсь, что человек сможет покинуть территорию предприятия с 20 килограммами веса и остаться незамеченным. И потом, если бы я продавал брусчатку, уже в городе давно бы слухи ходили, что вот там, у Мухомора, можно купить камень. Факта-то нет ни одного, это всё домыслы.
 
— Перевозчики недавно написали письмо, где говорится о том, что ваша супруга Светлана Мухомор (заместитель Ярошука — Ред.) чуть ли не "крышует" вас, и в итоге все новые автобусы, купленные за счёт бюджета, окажутся в ваших руках.
 
— Ну предположим, что это так. Там было сказано, что мы наполним парк новыми автобусами, и акционируем предприятие. Ну ведь если это делать, то надо будет всё сразу акционировать, вместе с троллейбусами, трамваями и аварийной контактной сетью. Поверьте, ликвидности для физического лица в этом предприятии нет никакой. Надо найти инвестора, который на контактную сеть выделит 2,5 млрд рублей. Кто готов вложиться? Лично у меня таких денег нет, у меня даже миллиона нет, который я бы мог пустить на развитие своего предприятия. И у жены моей нет, прямо заявляю. Кстати, некоторые из подписантов того письма уже извинились передо мной. Лично я разборок не хочу, но если людям с воспалёнными мозгами нужны ответы, пусть получают их в учреждении на улице Невского.
 
Что касается крышевания со стороны Светланы Мухомор. У нас же не частное предприятие, чтобы иметь от её содействия выгоду. Вот, например, руководитель "БалтАвтоЛайна" Сергей Донских возглавлял транспортную комиссию в горсовете и напрямую решал нужные ему вопросы. Он пробивал некоторые вопросы, и его старые автобусы продолжали ездить, так как он на такой должности и никто против ничего сказать не мог. Явный конфликт интересов. А какой интерес у моей жены крышевать муниципальное предприятие? А интерес, как говорят перевозчики, крышевания в том, что это муниципальное предприятие, которое должно работать, извлекать прибыль и не просить дотации из бюджета. Наверное, глава города Александр Ярошук тоже крышует нас, раз он решил провести перераспределение рынка, чтобы сократить бюджетные расходы. Думаю, ему было бы всё равно, кто ездит по городу на новых автобусах: частник или муниципал. Но раз частные перевозчики не хотят выполнять свои обязательства и не обновляют парк, он был вынужден извлечь часть бюджетных средств на приобретение автобусов. Не Мухомору, а городу.
 
— Частники говорят, что хотели бы купить новый транспорт, но в течение двух лет не могли узнать критерии отбора на будущем конкурсе.
 
— Как житель города задаю вопрос: "Что им мешало обновлять автобусы последние десять лет?" Шесть лет назад они разделили маршруты между собой и им было всё понятно, так почему же не обновлялись? Что мешало? Сейчас мешает, что неизвестны условия конкурса, а до этого всё было известно, но всё равно не покупали новые автобусы. Может быть, дело не в понимании, а в нежелании инвестировать в транспорт. А типа "быдло-пассажир", кем они считают людей, проглотит и дребезжание, и вонь, и стук. Глотали же до этого, и сейчас всё так же будет.
 
Вот перевозчики трубят, что они спасли транспорт в 90-х. Но я не думаю, что у них тогда были лучше автобусы, чем у муниципального предприятия ПТП (которое было объединено с "Гор-Трансом" — Ред.). Но почему-то в угоду частникам в итоге уничтожили ПТП, так как ему отдавали все убыточные маршруты, а выгодные отходили частникам.
 
Ни одного нового автобуса со времён развала Союза в городе не было. Ответственно заявляю. Только автобусы "Регио-экспресса" к нам приезжают новые, но это междугородний транспорт. В городе ни один частник не купил ни одного нового автобуса за все эти годы. Как они увидели, что "ГорТранс" пытается закупить автобусы с завода-изготовителя, начали тоже покупать. Вот предприятие ПАП купило шесть МАЗов, но почему-то до сих пор они у них стоят, их не выводят на линию. И вот недавно "Вестлайн" купил три НефАЗа и устроили сразу такой крик: "Какое счастье для города!" А ведь это должно быть обыденным явлением.
 
Я никогда не вмешивался в их деятельность, не комментировал работу частников, но, извините, они затронули мою семью, обвинив в удушении малого бизнеса. И опять, ну какие же они малые предприниматели? Мы что, не знаем, сколько у нас "БалтАвтоЛайнов"? Восемь? Десять? Но хозяин-то один, и все мы его знаем.
 
— Часто в упрёк частникам ставят то, что их водители работают по 12-16 часов несколько дней подряд, то есть говорить о соблюдении режима труда и отдыха не приходится. Об этом всё время говорят, их постоянно штрафуют, но ситуация не меняется. Почему так происходит и как заставить частников не заниматься такой опасной для всех формой деятельности?
 
— В Калининграде большая проблема с водительским составом. Люди неохотно идут работать в эту сферу. Я думаю, что после того как мы запустим наши новые автобусы, у нас тоже возникнут проблемы с персоналом. У нас оплата часа работы выше, чем у некоторых частников. Но мы не позволяем водителям нарушать режим труда и отдыха, а у некоторых частников водители работают по 16 часов два через два. И это хорошо, если сменщик не заболел, а так ему и за другого водителя в смену выходить. Конечно, они так зарабатывают больше, но долго так не протянешь. Водители спят по 5 часов. В итоге, высокая аварийность.
 
Весь вопрос в деньгах, и если есть возможность не платить, то они этим и пользуются. Если у них люди будут работать как положено, зарабатывать будут от силы по 15 тысяч, то есть значительно меньше, нежели на нашем предприятии. От них они уйдут к нам. Сегодня они заявляют, что у них водители получают по 12 тысяч. А у нас на предприятии 25-30. Так вопрос: "Почему же водители не идут к нам?" Ведь в "ГорТрансе" и оформление официальное, и отпуск, и больничные.
 
— А новый 220-й федеральный закон может изменить эту ситуацию?
 
— У нас и без этого закона в части соблюдения режима труда и отдыха законы прописаны достаточно строго. Другое дело, что не соблюдаются они.
 
— Недавно снова чуть было не сорвалось подписание соглашения с частниками по перевозке льготников. Предприятия не довольны, что вы им задерживаете выплату за перевозку льготной категории пассажиров. Якобы это происходит из-за вашей необходимости платить за новые автобусы.
 
— Задерживается не из-за белорусских автобусов, так как первый лизинговый платёж мы осуществили только в декабре. Да и не было никогда тех трёх месяцев, о которых они говорят. Да, есть долг, но только за месяц. На то есть производственные причины. Раньше перевозчики не получали этих денег по полгода, сейчас сокращено до месяца. Надеюсь, что в следующем году и этот вопрос решится, так как изменится система оплаты через единого оператора перевозок. И к счастью, уйдёт от нас это.
 
— Почему, кстати, выбор в итоге пал на белорусские МАЗы? Чем они лучше российских НефАЗов или ЛиАЗов?
 
— Мы сделали выбор в пользу белорусов, потому что у нас есть горький опыт с покупкой наших ЛиАЗов. Это предприятие работает давно на рынке, при этом качество не меняется. А НефАЗ это вообще новое предприятие.
 
Что касается минских производителей, то там всё ещё осталась советская приёмка, некачественное не выпустят. К тому же мы при выборе очень серьёзно мониторили их автобусы. Отправили своих специалистов на автопредприятия России с тем, чтобы им там рассказали, каковы они в эксплуатации. Собрав все отзывы, мы и сделали ставку на МАЗы. Это лучшее из той ценовой категории, которое есть сейчас.
 
Что касается российской техники, то на нашем предприятии есть отечественные ЛиАЗы и ПАЗы. Запчасти там просто фантастически дорогие. К нам приезжал представитель завода ПАЗ и говорил нам, что теперь они выпускают совсем другие, не те плохие старые автобусы. Мы купили — и уже через месяц в этих автобусах руль отваливался. Разве это хорошие автобусы? С МАЗами у нас нет таких проблем.
 
— Возвращаясь к убыточному электротранспорту. Почему так получилось?
 
— Главным образом из-за того, что у нас весь электротранспорт запараллелен автобусами. Плюс старая инфраструктура, на которую нужно выделять деньги. Например, вот есть у нас трамвайные участки на проспекте Победы, на улице Тельмана. Там уже нельзя ездить из-за повышенного износа трамвайных путей. По пр. Мира можно было бы ещё ездить, но там очень сильно запараллелено трамвайное сообщение, что неэффективно пускать туда вагоны.
 
Сейчас трамвайные пути обновляются при реконструкции дорог. То есть вот недавно на ул. 9 Апреля заменили пути и теперь там трамваи проезжают очень быстро, ранее при съезде на Московский проспект, относительно недавно поменяли полотно на Острове.
Ожидается реконструкция на ул. Аллея Смелых. Надеемся, что потихоньку вот так всё залатаем и у нас будет в идеальном состоянии хотя бы один маршрут трамвайный.
Представляете, после реконструкции улицы 9 Апреля наш старый трамвай там разгоняется до 70 км/ч.
 
— Вы как руководитель предприятия видите решение выйти из разряда убыточности?
 
— Мы ожидаем принятия новой маршрутной сети в городе, где не будет параллельных с электротранспортом маршрутов. Про проспект Мира я уже говорил, есть и другие такие участки у нас, где ездить бессмысленно. Например, по Ленинскому проспекту от гостиницы "Калининград" до ул. Багратиона мы тоже не ходим, хотя и сеть есть, и востребованность. Но сколько же там у нас автобусов. В своё время там отменили двойку, потому что каждые четыре секунды с остановки по всему Ленпроспекту отправляется автобус. Это говорит о том, что трамваю там места нет. Зачем пассажир пойдёт через 3 полосы переходить дорогу, если постоянно отходят автобусы и проехать 2-3 остановки можно без проблем.
 
Маршрутная сеть должна решить вопрос загрузки нашего трамвая. Я имею в виду в том числе и обособленную полосу для трамвая. Сегодня многие ратуют за трамвай, но почему же нет пассажиров, почему у нас загрузка трамвая сегодня составляет всего 20%. Да, трамвай убыточен. Всего расходы на час работы трамвая в Калининграде составляют порядка 1500 рублей, выручка — 400-500 рублей. То есть 900 рублей убытка. Если мы увеличим наполняемость трамвая на 30%, то он уже не будет убыточным, а если в трамваях будет наполняемость чуть более 50% от его вместимости, то выйдем в плюс.
И в этом нам может помочь новая маршрутная сеть.
 
— В Калининграде сейчас не хватает троллейбусов, совсем старый парк трамваев. Почему же город для вашего предприятия закупает автобусы?
 
— Планируется, что за счёт автобусных перевозок мы будем содержать наш электротранспорт. Речь идёт о 350 миллионах. Вдумайтесь в цифру. Частники плачутся, что денег нет, автобусы купить не могут. А мы будем зарабатывать 350 миллионов, притом что будем ещё платить лизинговые платежи.
 
Город сделал ставку на доступность для всех категорий людей общественного транспорта. Речь идёт о людях с ограниченными возможностями и мамах с колясками. Для этого нужен низкопольный транспорт.
 
Один трамвай, низкопольный, как "Песа", стоит сейчас более 100 млн рублей. И неважно, поляки это или же россияне с белорусами. То есть это 10 автобусов. Проблема сейчас в городе стоит глобально с перевозками. Хоть трамвай и больше перевозит пассажиров, но купим всего 10 трамваев и транспортных проблем не решим. К тому же мы ждём ещё федеральных программ. Там будет возможность купить. В 2017 году будет понятен вопрос.
 
— Почему трамваев и троллейбусов нет в электронных системах слежения? Ведь пассажирам было бы удобно отслеживать движение транспорта по мобильному телефону.
 
— В прошлом году мы обновили программное обеспечение, и технически такую возможность имеем и готовы предоставить свои данные всем желающим, кто будет отображать движение нашего муниципального транспорта.