15:07

Андрей Ермак: У нас можно снять всё что угодно — пустыню, море, глухую тайгу

  1. Интервью
Андрей Ермак: У нас можно снять всё что угодно — пустыню, море, глухую тайгу - Новости Калининграда | Александр Подгорчук / Архив "Клопс"
Александр Подгорчук / Архив "Клопс"

Министр культуры и туризма региона рассказал, какие фильмы снимают в Калининграде и сколько денег приносит области кинопроизводство

— В этом году на поддержку кинопроизводства в Калининградской области из областного бюджета выделено 30 миллионов рублей. Деньги получат продюсерские компании, снимающие в нашем регионе сериалы и полнометражные фильмы. Это не всегда, мягко говоря, вызывает понимание у калининградцев, считающих, что этими деньгами можно было распорядиться как-то по-другому. Скажите, почему 30 миллионов наших бюджетных рублей, заплаченных киношникам, — это хорошо?

— Потому что это приносит в бюджет больше денег, как говорит чистая математика. Кинокомпании получают компенсацию в размере 20 процентов от сумм, потраченных здесь на аренду оборудования, транспорта, проживание и питание съёмочных групп и на многое другое. По самым приблизительным подсчётам, для того чтобы получить эти 30 миллионов, надо здесь потратить 150. А в этом году продюсерские компании, снимающие в Калининградской области, должны оставить здесь 420 миллионов рублей.

— Часто звучит мнение, что к нам всё равно приезжали бы снимать, даже если бы правительство области не стимулировало кинопроизводителей…

— Это не выдерживает никакой критики. Оказываемая нами поддержка — очень серьёзная мотивация. Рентабельность в кинопроизводстве невысока. Она подвержена серьёзным рискам. На кассовый успех или неуспех влияет много факторов. Поэтому даже небольшая компенсация кинокомпаниям для них очень важна.

Недавно мы обсуждали этот вопрос с Алексеем Учителем. Он считает, что если в области система рибейтов, частичных компенсаций, будет работать, то ему интересней снимать у нас, чем в Латвии или Литве.

Понятно, что рибейты — не главная причина, по которой к нам едут снимать, но точно одна из главных. Но при этом ещё раз подчеркну: баланс между тем, что мы платим и что они тратят, просто несоизмерим. С точки зрения расходования бюджетных средств это абсолютно оправданная история. К тому же здесь ещё решается вопрос продвижения нашего региона. Его истории, архитектуры.

— Насколько эффективна такая реклама региона?

— Это не прямая реклама в духе "приезжайте в Калининград, здесь хорошо". Кино всегда вызывает больше доверия. Ну, так мы все устроены. Мы смотрим фильм, сопереживаем героям. И если фильм сделан хорошо, мы им верим. Иногда даже на каком-то подсознательном уровне. Вспомните "Воина". Герой Балуева стоит на променаде в нашем Янтарном, вдыхает воздух полной грудью и говорит: "Какой здесь воздух, чистый кислород!". И это правда. Или Фёдор Бондарчук, рассказывающий о такой легендарной вещи, как скрип балтийского песка.

— Я знаю людей, которые специально приезжали в Калининград, чтобы узнать, действительно ли он скрипит как-то по-особенному или нет.

— А представьте виды Куршской косы, наши замечательные памятники архитектуры или наше знаменитое кладбище погибших кораблей и многое другое. Калининградская область очень киногенична. Это моё глубокое убеждение и вполне конкретные цифры. 30 миллионов рублей на рекламу туристической привлекательности региона — это всё равно очень мало. Сверхпопулярные европейские туристические центры, такие как Прага или Будапешт, на собственную рекламу тратят на порядки больше средств. Казалось бы, им реклама не нужна. Но они считают по-другому.

Поэтому надо понимать, что эти 30 миллионов стимулируют приход в регион кинокомпаний, и они тратят здесь свои, гораздо большие, деньги, давая возможность заработать малому бизнесу. Заработать и заплатить налоги. А это ситуация, когда побеждают все. Тем более что часто съёмки идут именно в туристическое межсезонье.

— Сериалы "Жёлтый глаз тигра", "Налёт", "Пробуждение", которые снимались в Калининградской области, криминальные и детективные. Как вы думаете, эти фильмы не формируют образ Калининградской области как региона с высоким уровнем преступности? Например, в "Налёте" показаны несколько роскошных домов скромных полицейских.

— Антирекламы здесь нет. Вспомните "Левиафан" Андрея Звягинцева. Который совершенно не про туристическую инфраструктуру в тех местах. Но те прекрасные виды природы, которые есть в фильме, побудили многих туда поехать, посмотреть на скелеты китов. Хотя это были декорации, насколько я знаю. Огромное количество людей поехало туда, чтобы увидеть в общем не очень привлекательную картинку. Или "Залечь на дно в Брюгге". Весь фильм герои шутят и убивают друг друга. И делают это очень натуралистично, но в настолько красивой атмосфере, что Брюгге пережил второе рождение как туристический город. Фактически он сыграл в одну из главных ролей. Если декорации будут яркие и оригинальные, у зрителя всегда появится вопрос, где это снималось.

— По каким критериям отбираются фильмы, получающие финансовую поддержку от правительства области?

— У нас не так много опыта предоставления подобных субсидий, которые мы весьма условно называем рибейтами. В прошлом году получили все, кто снимал в области. Была заявлена сумма в 20 миллионов, а мы выплатили 14. То, что получили все, конечно, обрадовало продюсеров. Нас это обрадовало немного меньше, но мы понимали, что сделать первые шаги мы должны были так, чтобы в нас поверили. Что мы не будем манипулировать, не будем обманывать и так далее. И нам поверили. В результате в этом году у нас заявок больше, чем мы можем выплатить. Наиболее вероятное решение — подойти более избирательно к уже существующим критериям отбора фильмов.

Первый и основной критерий — это правильное оформление документов на получение субсидии. Все затраты кинокомпаний на территории Калининградской области должны быть подтверждены и напрямую должны относиться к кинопроизводству. Это первое. Второе — соответствие разработанному нами регламенту. Там есть несколько аспектов, в том числе и позиционирование Калининградской области, которая должна визуально распознаваться. Другой важный критерий — письменные договорённости с крупными прокатчиками. Например, "Жёлтый глаз тигра" или сериал "Порт", съёмки которого у нас начались, — это "Первый канал". Понятно, что нам интереснее, чтобы наша область появлялась на "Первом", а не на скромном канале кабельного телевидения.

— Правительство области заключило договор с кинокомпанией "Ленфильм" о создании в Калининграде филиала этой киностудии. Расскажите об этих планах.

— Пока договор с "Ленфильмом" существует в "спящем" режиме. Но не "Ленфильмом" единым… Рано или поздно в Калининградской области появится свой центр кинопроизводства. В этом отношении у нас всё очень удобно с точки зрения логистики, например. У нас неплохие дороги, если сравнивать с другими российскими регионами. У нас очень компактная территория, при этом есть практически всё. В Калининградской области можно снимать пустыню, море и глухую тайгу. И конечно, наша архитектура. Можно снимать советские хрущёвки, а можно немецкие фахверковые дома. Или мощные форты. Или порт. У нас можно снять всё что угодно. И не тратить кучу денег на заброску съёмочных групп.

Возможно, такой центр кинопроизводства будет создан на базе культурно-выставочного центра, строительство которого планируется на острове Октябрьском. Площадь центра — порядка 130 тысяч квадратных метров. Там можно будет разместить и киношколы, и современные съёмочные павильоны. Помимо Октябрьского, мы рассматриваем другие площадки для строительства киноцентра. Возможно, это будет один из старых немецких фортов или площадка в районе Калининградского порта. Мы изучаем и другие варианты. Окончательное решение ещё не принято.

— А вы сами смотрите сериалы и фильмы, которые снимались в Калининградской области?

— Я читаю все сценарии фильмов и сериалов, снимаемых у нас. Иногда это бывает очень забавно.

— Почему?

— Потому что впечатление от сценария не всегда совпадает с впечатлением от просмотренного фильма. Иногда написанный по законам жанра сценарий повергает в изумление. А потом, когда смотришь кино, вдруг понимаешь, что режиссёр превратил этот красиво написанный сценарий в совершенно другую историю. Не менее смотрибельную, не менее яркую, но другую. Конечно, я стараюсь смотреть всё. Мы на некоторых презентациях используем фрагменты из сериалов и фильмов, снятых у нас. Одно дело, когда выступает человек, которому по должности положено рассказывать о Калининграде хорошо. И совсем другое дело, когда об этом говорит известный на всю страну киноактёр — Владимир Машков, например.

Кстати, мы не должны забывать о том, сколько и каких советских фильмов снималось в Калининграде. И речь не только о военных лентах. Мало кто знает, что замечательный фильм "Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки" снимался у нас в Светлогорске. Или "Трое в лодке, не считая собаки" с Мироновым, Державиным и Ширвиндтом . Это же наш Неман, очень живописный.

— Из тех кинолент, которые получили субсидии, что вы порекомендовали бы посмотреть калининградцам?

— Смотреть надо всё. Сто процентов надо будет смотреть "Жёлтый глаз тигра". Мне кажется, очень интересный фильм будет "На Париж!". Интересный сюжет: в конце войны советские танкисты решают на танке поехать в Париж, посмотреть город. В этой ленте очень много калининградской натуры. Например, сцена боя возле кирхи, которая снималась в Славске. Очень ярко, много качественного реквизита. Например, автомобили тех времён, которые специально привозили из Литвы. Ну и "Золотую парочку" надо посмотреть. Посудите сами — ограбление Музея янтаря, это так необычно. Так что смотрите всё!