09:40

Личный состав флота выполняет задачи на пределе человеческих возможностей

  1. Интервью
Личный состав флота выполняет задачи на пределе человеческих возможностей - Новости Калининграда
Накануне Дня защитника Отечества адмирал Владимир Егоров рассказал о миссии российского флота в Средиземном море и строящихся рыболовецких судах, названных в честь его бывших коллег.

Корабли и книги

— Владимир Григорьевич, в этом году исполняется сто лет Красной армии. Что для вас значит эта дата?
— Вековой юбилей — это огромное событие для страны. Наши Вооружённые силы переживали все невзгоды вместе с народом. Без такого сплочения невозможна была бы победа над фашизмом в Великой Отечественной войне. И отрадно, что в обществе возрождается былое уважение к армии и ВМФ, к профессии военного. После известных событий 1991 года, когда разваливалась великая держава, лозунг "Народ и армия едины" потерял своё значение. Но постепенно мы выходим на прежний уровень геополитического влияния в мире, и отношение к армии как главной силе, обеспечивающей безопасность новой России, кардинально меняется. Для меня 23 Февраля — большой личный и профессиональный праздник.
 
 Недавно вышла книга очерков из истории ордена Красной Звезды 128-й бригады надводных кораблей Балтийского флота: "65 лет на службе Отечеству 1951–2016", в издании которой вы принимали участие. Расскажите об этом.
— За пять лет выпущено пять книг, связанных с историей лучших кораблей ВМФ СССР — проекта 1135, начиная с головного СКР "Бдительный", который в 1971 году начал службу. На нём я имел честь служить старпомом. Книга называется "Первый буревестник", автор — Валерий Богатырь, служивший на этом корабле замполитом. Написали о сторожевиках "Свирепый" Андрей Дробот, о "Неукротимом" — Сергей Гуров, о "Славном" — Владимир Мурзин. И, наконец, подготовили издание о родной 128-й бригаде. Идея принадлежит ветеранам, моим товарищам Андрею Дроботу, Николаю Качановичу, Валерию Головунину, Сергею Гурову, Леониду Рассукованому. За два года проделана большая работа, в том числе в архивах. Мы постарались передать бесценный исторический опыт тем, кто служит. Думаю, это интересная информация и для курсантов военно-морских институтов, школьников и студентов. Кстати, из 32 кораблей проекта 1135 девятнадцать построены на судостроительном заводе "Янтарь". Все сторожевые корабли на Балтийском флоте уже закончили службу. Теперь 128-я бригада пополняется корветами, два таких корабля несли в 2017 году боевую службу в Средиземном море, а личный состав выполнял задачи, как и в моё время, на пределе человеческих возможностей.
 
 Новая книга хорошо иллюстрирована, в твёрдом глянцевом переплёте — это дорогостоящее издание. Но одно дело — написать достойный труд, другое  собрать средства на публикацию. Кто помог?
— Книга была издана благодаря спонсорской помощи наших земляков Александра Дацышина, Бориса Бабаянца и Султана Батова. Без их поддержки проект не состоялся бы! Отмечу, что Александр Дацышин один из первых откликнулся на нашу просьбу. В результате книга вышла тысячным тиражом при себестоимости одного экземпляра тысяча рублей. Нас с Дацышиным связывают дружеские отношения. Мы долгое время работали вместе. Он был заместителем полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе, многое сделал для сохранения и развития рыбохозяйственного комплекса и рыбопромыслового флота, для наших рыбаков и переработчиков. В частности, добился увеличения квот на вылов в разных районах Мирового океана, не только на Балтике. Он, кстати, оставив госслужбу, многое делает для благотворительности, помогает людям и организациям, но никогда этого не афиширует. Сейчас у Дацышина сложный период в жизни (Александр Дацышин находится под домашним арестом по уголовному делу издателя газеты "Новые колёса" Игоря Рудникова — Прим. ред). Очень переживаю по этому поводу. Но уверен, что дело расследуют, рассмотрят по справедливости и Александр Ярославович выйдет из этой истории в первую очередь здоровым, сохранившим авторитет в деловых кругах и обществе.

Небоевые потери

 Одна из первостепенных задач для развития рыбодобывающей отрасли страны и конкретно нашего региона  обновление флота.
— Это крайне важно. К сожалению, потеряна четверть века для обновления флота. Но есть и хорошие новости. Компания "Фор", например, заказала строительство трёх рыболовных траулеров на верфи Санкт-Петербурга, возможно, один из них будет назван в честь губернатора Юрия Маточкина, другой — именем Леонида Горбенко. Это современные рыбодобывающие комплексы, аналогов которым нет в России.
 
 В 90-е годы наш ВМФ пережил лихие времена. Боевые корабли разделывали на металлолом. Сейчас флот возрождается?
— Из 300 кораблей и судов, которые входили в состав БФ в Советском Союзе, к началу нулевых остался 101 корабль. Один из них — легендарная "Аврора". Но мы выстояли. Флот выполняет свои задачи, в том числе в Сирии. А ведь за эти годы военные моряки получили всего четыре корвета и два малых ракетных корабля. Разрушить быстро, восстановить сложно. Современный боевой корабль — это квинтэссенция научных и трудовых достижений нации. Считаю, что благодаря тому, что государству удалось сохранить завод "Янтарь", вывести его из состояния банкротства, а не распродать по частям, военное кораблестроение в Калининграде получило развитие. Сейчас калининградская верфь строит фрегаты для Черноморского флота, занимается и гражданским судостроением, а это значит, что четыре тысячи человек имеют хорошую работу.
Возвращение в Средиземноморье
 
 Вы два года командовали пятой флотилией кораблей Черноморского флота в Средиземном море, создавали пункт материально-технического обеспечения в Тартусе. Ваше отношение к военному присутствию России в этом регионе?
— Моя служба командующим флотилией началась в Сирии, в 1987 году. Хорошо знаю эту страну, народ, "старого" президента Асада и нынешнего Башара Асада. Стратегическое решение о создании пятой оперативной эскадры было принято летом 1967 года из-за резкого обострения ситуации на Ближнем Востоке. Эскадра, затем флотилия стала сдерживающим фактором для исключения враждебных шагов против СССР на Средиземном море. Была, правда, одна существенная проблема: у нас не было военно-морских баз для пополнения запасов воды и провизии, отдыха экипажей и ремонта, а у США были. У нас был только пункт материально-технического обеспечения ВМФ с небольшой инфраструктурой в Тартусе: два плавучих причала, плавмастерская, небольшая казарма, хранилища, свои артезианские скважины и водопровод. В 1992 году нашу эскадру вывели из Средиземного моря и расформировали. Последствия этой роковой ошибки аукаются до сих пор. Сохрани Россия военные позиции в этом регионе, не было бы бомбёжек в Югославии, войны в Ливии, Сирии и Арабской весны на Ближнем Востоке!
Спустя 18 лет, в 2006 году, в составе официальной делегации я присутствовал на церемонии вручения диплома почётного доктора наук РАН сирийскому министру обороны Мустафе Тласу. Тогда это была благополучная, мирная страна, мы спокойно гуляли по Дамаску в любое время суток, много ездили, добрались и до Тартуса. Но если в советское время причалы обеспечивали заход до 50 кораблей в год, то в середине нулевых — всего пять.
Конечно, содержание в Средиземном море оперативного соединения флота дорого обходилось государству, но 25 лет мира в этом сложном регионе стоят гораздо дороже. Большая беда, что в Сирии гибнут наши ребята. Это самые страшные, непоправимые потери в мирное время. А за всё время присутствия в Средиземном море пятой флотилии жертв не было!
 
 Если говорить о преемственности поколений, как строятся ваши отношения с ветеранскими и молодёжными организациями?
— Мы поддерживаем тесные контакты, в частности, с организацией ветеранов спецназа, которую возглавлял Олег Урбанюк, теперь он руководит областным ДОСААФом. Прекрасно взаимодействуем с ветеранской организацией Гурьевска и её председателем Виктором Орловым. Он делает дело, удивительное и замечательное по форме и содержанию. У него есть отряды юных спасателей, пожарных, авиаторов, моряков! Преемственность, которая мне нравится. И, конечно, особые отношения у всех ветеранов флота с флотскими соединениями, частями, кораблями — там мы возвращаемся в свою молодость.
 
ДОСЬЕ "КП"
Владимир ЕГОРОВ
Офицерскую службу начал на Северном флоте. С 1964 года служил на Балтике. В 1991 году назначен командующим БФ. Командовал военно-морскими парадами России в честь 50-летия и 55-летия Победы в Великой Отечественной войне, в честь 300-летия Российского флота. Почётный командующий Балтфлотом. С 2000 по 2005 год — губернатор Калининградской области.
 
Ольга Гончарова, Комсомольская правда