Почему вчерашнему калининградскому студенту трудно найти работу: эксперты назвали 5 проблем вузов и колледжей - Новости Калининграда
Почему вчерашнему калининградскому студенту трудно найти работу: эксперты назвали 5 проблем вузов и колледжей
17:11
17:11

Почему вчерашнему калининградскому студенту трудно найти работу: эксперты назвали 5 проблем вузов и колледжей

  1. Подборки
Почему вчерашнему калининградскому студенту трудно найти работу: эксперты назвали 5 проблем вузов и колледжей - Новости Калининграда

Главное после выпуска из вуза или колледжа — найти работу. Что нужно изменить в системе образования и какие главные проблемы ждут молодых специалистов при трудоустройстве, «Клопс» рассказала HR-консультант, управляющий партнёр рекрутингового агентства «Персонал-Янтарь» Наталья Воронцова.

Наталья Воронцова опросила крупных калининградских работодателей в сферах торговли, производства и сельского хозяйства. Исходя из их ответов, удалось сформировать 5 главных проблем при подготовке кадров в вузах и колледжах.

1. Отставание программ

Студентов не учат профессии, их грузят тоннами неприменимой на практике, устаревшей теории. Особенно остро это ощущается при подготовке технологов пищевой промышленности, машиностроении, допотопным методикам учат строителей, а это одна из быстроразвивающихся сфер, пробелы в обучении есть и у проектировщиков. 

2.  Отсутствие представлений о ситуации на рынке труда

Мало кто ведёт диалог о целевой подготовке студентов для конкретных фирм с учётом требований работодателей. Нужно выстраивать активную коммуникацию «вуз — работодатель — рекрутеры».

«Тогда получится подготавливать тех специалистов, потребность в которых есть на рынке, и вносить в обучение свежие программы. Вузам нужно изучать потребности рынка труда на год или пять лет вперёд. Не знаю примеров, чтобы калининградское образование ориентировалось на исследования рынка профессий, зарплат, компетенций, перспектив, как это делают ведущие вузы России. Консерватизм системы образования — одна из главных проблем, которая не решается из года в год», — комментирует Воронцова.

В регионе пытаются вести такой диалог педагоги, представители гостиничного и ресторанного бизнеса, госслужба. Но такие случаи единичны. 

«В прошлом году проходил отличный проект «Малая академия» в гимназии №40. Директор школы объединила бизнес и преподавателей для формирования soft-skills (комплекс навыков тесно связанных с личностными качествами — ред.) у школьников, которые сейчас так необходимы во всех профессиях. Действует проект наставничества среди директоров школ, там «прокачивают» молодых руководителей в районных школах», — привела пример Воронцова.

3. Отсутствие практики

Чаще всего практика у студентов «липовая», поэтому у молодых специалистов нет понимания, чем конкретно они будут заниматься после окончания вуза. Сами учащиеся не слишком заинтересованы в освоении практических навыков, а преподаватели не могут их дать, так как владеют лишь теорией.  Получается, что образование «советское», а дальше — капитализм.

«Необходимо в учебный процесс, начиная со второго курса, ввести 50% практики, погружения в профессию. Только так смогут вырасти инженеры и технологи, педагоги и медики», — считает Воронцова.

Некоторые работодатели открывают собственные академии, корпоративные университеты, курсы: «Крупные фирмы переобучают как действующий персонал, так и молодых сотрудников, пришедших со студенческой скамьи, чтобы они освоили необходимые практические навыки».

Например, в корпоративный университет МТС принимают всех сотрудников, в том числе и калининградского филиала, есть бизнес-школа Российского союза промышленников и предпринимателей, а «SPAR-Калининград» создал собственный учебный центр. Была программа «Агроинтесив», которую запустил «Залесский фермер» совместно с агентством «Персонал-Янтарь». Агентство по делам молодежи создавала «карьерные треки» в «Балтийском Артеке».

4. Отсутствие связи с выпускниками 

Вузы теряют связь со своими студентами, как только последние получают дипломы. Необходимо анализировать, стали ли выпускники работать по специальности — не для отчёта, так как для вуза трудоустройство — очень важный показатель, а для корректировки программ.

«Важно понять, почему выпускники не пошли по специальности, и анализировать, что могут изменить, чтобы действующий студент потом всё-таки устроился на работу по профессии, которую ему оплатили государство или родители. Если качественной связи «вуз — студент — работодатель» нет, то происходит хаотичное заполнение и учебных, и рабочих мест», — считает Воронцова.

5. Нет нужных специальностей 

В Калининградской области не учат на мелиораторов, ветврачей и мехатроников (техник-мехатроник — это специалист среднего звена, который занимается техобслуживанием современного оборудования в сельском хозяйстве). А именно этих специалистов не хватает в сфере сельского хозяйства. В дефиците программы по обучению на промышленные специальности и в сфере ИТ.

Советы от рекрутера 

У работодателей чаще всего простые требования к молодым специалистам: быть исполнительными, понимать, что ты находишься на начальной ступени своего профессионального развития, и быть обучаемым. Сегодня почти каждый готов брать на работу выпускника и вкладывать в него время и средства.

«Каждый должен понимать, что зарплату в 50 тысяч рублей надо ещё заработать, учитывая, что сегодня средняя зарплата 40 с плюсиком в Калининградской области. И школа, и дом, и вуз должны давать чёткие ориентиры и про рынок труда, в том числе чтобы ребёнок понимал, как получать и 60, и 80, и 100 тысяч рублей», — заключила Наталья Воронцова.

Что требуют от специалистов разных сфер в Калининградской области в 2022 году и как будет развиваться ситуация — в материале «Клопс».