Власти региона ждут разъяснений об оплате железнодорожного транзита, подумывают об иске в ВТО и рассуждают об исчерпанных лимитах на товары. «Клопс» продолжает вести блокадную хронику: вспомним, что произошло за последние 14 дней.
3 августа
Министр коммуникаций и транспорта республики Марюс Скуодис заявил, что проблемы с оплатой перевозки грузов через Литву могут привести к тому, что придётся остановить ж/д транзит. Политик уверяет, что повлиять на банк нельзя: «Государство не может обязать коммерческие банки принимать платежи из России».
Антон Алиханов видит в этом лишь красивый предлог для остановки калининградского железнодорожного транзита.
Тем не менее, власти региона допускают, что железнодорожную грузоперевозку остановят с 1 сентября, но ждут от Литвы «более официального комментария, чем публикации в СМИ».
Оператор линии Усть-Луга — Балтийск предупредил, что места на паромах забронированы на месяц вперёд: «Загруженность паромов после отмены ограничений не изменялась, они всегда загружены на 100%. Свободных мест нет».
4 августа
Литва готова делать исключения для платежей за транзит грузов в Калининградскую область. При этом каждую заявку будет оценивать республиканская Служба расследования финансовых преступлений.
5 августа
Новое решение Литвы согласовывать каждую заявку кажется региональным властям «половинчатым». Они ожидают, что Литва всё же предоставит официальные документы с разъяснениями по организации транзита товаров в Калининград и перестанет имитировать исполнение решений Еврокомиссии.
9 августа
Антон Алиханов рассказал, что Калининградская область исчерпала установленные лимиты грузов, которые можно перевезти через Литву ж/д транзитом. Речь идёт об отдельных видах железа, стали, нефти и нефтепродуктов, удобрений, лесоматериалов. Власти региона заверили: дефицита «лимитированных» товаров не ожидается.
С цементом всё же могут быть проблемы — его больше нельзя ввезти из Белоруссии. Такие обстоятельства негативно повлияют на развитие строительной отрасли в регионе.
Региональные власти продумали ответные экономические меры после очередного ограничения калининградского транзита Литвой.
Губернатор считает, что из-за несоблюдения обязательств по транзиту необходимо подать иск во Всемирную торговую организацию.
Глава региона предложил открыть в казначействе Литвы счёт, чтобы оплачивать транзит напрямую, минуя коммерческие банки.
10 августа
Минфин Литвы ответил на предложение Алиханова: законодательство республики не содержит норм, позволяющих открыть счет в казначействе для оплаты транзита.
В Литовских железных дорогах озвучили лимиты на санкционные товары, перевозимые транзитом в Калининград. Их средний объём — 3,1 млн тонн.
11 августа
В Еврокомиссии объяснили, что санкции ЕС против России не запрещают банкам обслуживать платежи за железнодорожные услуги, в том числе калининградский транзит.
«Клопс» вспоминал, как закрывали сухопутный транзит грузов в Калининградскую область и составил хронологию первых 20 дней блокады. Здесь события следующих пяти дней: Еврокомиссия так и не опубликовала разъяснения, а Россия не приняла ответные меры на транспортные санкции. В очередные 5 дней блокаду частично сняли, разрешив транзит грузов по железной дороге из «большой» России в Калининград и обратно. В течение недели ожидали восстановление ж/д перевозок. В следующие 7 дней их всё-таки восстановили, но с ограничениями.