На этой неделе полностью восстановили железнодорожные перевозки между Калининградом и «большой» Россией, но ситуация снова накалилась — с сентября литовский банк планирует прекратить все операции с нашей страной и Белоруссией. «Клопс» продолжает вести блокадную хронику: вспомним, что произошло за последние 7 дней.
22 июля
Вечером стало известно, что Литовская железнодорожная грузовая компания LTG Cargo возобновила транзит санкционных грузов. Есть оговорки: речь идёт только о товарах первой необходимости, объёмы перевозок должны соответствовать среднему показателю с января 2019 года до конца 2021-го. Эта величина рассчитывается отдельно по каждому товарному коду.
25 июля
В правительстве региона рассказали, что первые 60 вагонов с цементом могут отправиться в Калининград 28 июля.
26 июля
Власти сообщили, что в августе из «большой» России планируют привезти 70 тыс. тонн цемента. Состав с 4 тыс. тонн этого стройматериала прибыл вечером того же дня — раньше ожидаемого срока. Поезд встречал Антон Алиханов, губернатор заявил, что Калининградская область вернула себе 80% объёма грузоперевозок.
«Считаю, необходимо дальше продолжать давить на Европейскую комиссию, на наших соседей, для того чтобы эти ограничения были сняты: они абсолютно незаконны», — высказался Алиханов об автотранзите.
28 июля
В четверг ситуация снова усугубилась. Литовский «Шяуляй банк», который обслуживает весь калининградский транзит, с 1 сентября прекратит проводить операции с РФ и РБ. В банке добавили, что с 15 августа они также не будут осуществлять любые платёжные операции в рублях.
Временный поверенный в делах России в Литве Сергей Рябоконь передал в МИД республики ноту. «Разберитесь, до первого сентября ещё есть время. Вы же решили калининградский транзит, вы же сняли всю напряжённость. <...> Так зачем же вы, получается, готовите второй удар по грузовому транзиту?» — заявил дипломат.
Антон Алиханов считает, что из-за отказа «Шяуляй банка» работать с российскими контрагентами Литве придётся либо пропускать транзитные поезда в регион бесплатно, либо не делать этого вовсе.
«Мы через этот банк проводили, насколько я понимаю, все платежи, литовцы их сами централизовали через свою банковскую структуру ранее», — заявил глава области.
29 июля
Гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло рассказал, как хотят решить вопрос с оплатой транзита: российский оператор заплатит не «Шяуляй-банку», а третьему лицу. Этот посредник и рассчитается с кредитной организацией. Логист отметил: «Да, стоимость транзакции, скорее всего, повысится, но, так или иначе, мне кажется, транзит не остановится».
По мнению калининградских предпринимателей, уход финансовой организации не самая главная проблема. Некоторые бизнесмены по прежнему используют только морской путь, а по железной дороге «ещё пока ничего не провезли».
«Клопс» вспоминал, как закрывали сухопутный транзит грузов в Калининградскую область, и составил хронологию первых 20 дней блокады. Здесь события следующих пяти дней: Еврокомиссия так и не опубликовала разъяснения, а Россия не приняла ответные меры на транспортные санкции. В очередные 5 дней блокаду частично сняли, разрешив транзит грузов по железной дороге из «большой» России в Калининград и обратно. В течение следующей недели ожидали восстановление ж/д перевозок.