17:00

«Жжём мусор, чтобы подогреть кофе»: калининградские моряки — о жизни на застрявшем в Мавритании судне

  1. Статьи
рыболовецкий траулер Archimedes и экипаж. моряк Кирилл С.

Рыболовецкий траулер Archimedes с 29-ю калининградскими моряками на борту застрял у берегов Мавритании. Рыбаки говорят, что запасов топлива, питьевой воды и пищи хватит лишь на несколько дней, а судно идёт ко дну. В непростой ситуации разбирался «Клопс». 

  1. Как живётся на судне

По словам калининградца Ильи (имя изменено), обстановка на судне весьма удручающая: «Топлива осталось на пару дней, и то только за счёт того, что механики делали запасы. Официально оно уже как пару дней назад закончилось. Вода и еда на исходе». 

Как рассказал рыбак, главная проблема — течь в машинном отделении. Воду откачивают насосы, но только днём. Ночью двигатель глушат. Это опасно ещё и тем, что в судно без световых опознавательных знаков могут врезаться другие корабли.

«При полном отсутствии топлива и остановке двигателя судно может затонуть в течение одной, максимум двух недель», — объяснил Илья, добавив, что траулер с выключенным двигателем уже сносит в открытое море. На всякий случай экипаж приготовил шлюпки.

Моряки записали видео. «Про нас все забыли», — говорит в кадре один из них, имея в виду руководство судоходной компании. Как рассказывают рыбаки, стирать вещи приходится за бортом, а для приготовления еды жгут мусор. Можно «кофеёк попить. Он, слава богу, ещё есть. И чаёк тоже из старых запасов», — комментирует герой видео. Кок готовит «что-то из каких-то остатков при свете фонарика».

Калининградские моряки рассказали о жизни на застрявшем в Мавритании судне. родственники моряков
  1. Что говорят судовладелец и крюинговая компания 

«10 января мы прибыли на судно. Чтобы получить место, многие из нас заплатили крюинговой компании от 20 до 40 тысяч. В начале февраля выяснилось, что у судовладельца закончилась лицензия на ловлю рыбы. Экипаж прекратил работу, и корабль под флагом Анголы встал на рейд у берегов мавританского города Нуадибу», — рассказали рыбаки.

Заместитель генерального директора крюингового агентства, не пожелавшая назвать своё имя, рассказала «Клопс», что из 29 калининградцев 20 человек — их клиенты.

«Многие их тех, кто сейчас застрял в Мавритании, сами просились на этот рейс. Мы в шоке от сложившейся ситуации. Нести риски и отправить экипаж домой должен судовладелец за свой счёт», — прокомментировали в фирме. 

По информации представителей крюинга, судно хотела купить другая судоходная компания. «Этих денег как раз должно было хватить и на зарплату экипажу, и на билеты домой», — рассказала собеседница «Клопс».

По словам матери одного из моряков, представитель судовладельца сообщил о продаже Archimedes. Прежний собственник должен был рассчитаться с экипажем, привезти топливо и продукты ещё 18 апреля. Моряки считают, что всего лишь слухи. 

«Это фейк! В таком случае на борту судна уже был бы представитель новой судоходной компании и как минимум капитану со старшим механиком сообщили бы такую информацию», — считает Илья.

  1. А что профсоюз?

В калининградском отделении Российского профсоюза моряков «Клопс» рассказали, что от такой ситуации никто не застрахован, но конкретно с этой компанией раньше уже возникали сложности. 

«Проблемы с зарплатами и отправкой домой были и в 2019, и в 2021 году», — рассказала глава отделения Людмила Измалкова. По её словам, профсоюз связался с консулом России в Мавритании. 

«Он держит с нами и рыбаками оперативную связь. Консул сразу же связался с государством флага судна и направил запросы судовладельцу», — добавила Измалкова. Руководитель профсоюза добавила, что права моряков, работающих на транспортных судах, защищают страховка и специальная конвенция. «В отношении рыбаков подобного нет», — объяснила собеседница «Клопс».

  1. Что делают власти? 

Калининградка Елена (имя изменено), два брата которой находятся на Archimedes, рассказала, что они обратились в представительство МИД РФ в Калининграде и получили ответ. 

«Ангольский судовладелец обещал капитану нормализовать ситуацию, но в итоге своих обещаний не сдержал. В дальнейшем обращения экипажа и работающих в Мавритании агентов игнорировал. У консульского отдела загранучреждения информация о принадлежности гражданину России зарегистрированного в Анголе судна отсутствует. <…> 15 апреля по рекомендации посольства капитан судна обратился к властям порта с предупреждением о скором вынужденном оставлении судна экипажем ввиду полного израсходования топлива», — говорится в документе.

Посольство поддерживает связь с коллегами в диппредставительстве Анголы и представителем Росрыболовства в Мавритании. 

  1. Жёны, матери и сёстры собирают деньги

По словам Елены, родственники начали собирать деньги на обратную дорогу для своих мужчин. «Билет стоит от 150 тысяч. Эта сумма превышает размер обещанной зарплаты», — поделилась калининградка.

Как рассказал Илья, в консульстве РФ в Мавритании им сообщили, что вернуться домой россияне смогут только за свой счёт. 

«Зарплата ещё ни одному из нас не платилась, и поэтому почти ни у кого нет лишних 1 500 - 2 000 долларов. Капитан уже три месяца пытается связаться с судовладельцем. Местные агенты компании и агенты в Лас-Пальмасе говорят одну и ту же фразу: мы знаем о вашей проблеме, но не можем выйти на связь с собственником», — сообщил рыбак. 

На звонки и электронные письма «Клопс» не ответил ни судовладелец, ни его представитель. 

«Клопс» уже писал о том, что моряки из Калининграда застряли в порту Мавритании. Несколько дней назад также не удалось получить комментарии судовладельца.