Рыболовецкий траулер Archimedes с 29-ю калининградскими моряками на борту застрял у берегов Мавритании. Рыбаки говорят, что запасов топлива, питьевой воды и пищи хватит лишь на несколько дней, а судно идёт ко дну. В непростой ситуации разбирался «Клопс».
Как живётся на судне
По словам калининградца Ильи (имя изменено), обстановка на судне весьма удручающая: «Топлива осталось на пару дней, и то только за счёт того, что механики делали запасы. Официально оно уже как пару дней назад закончилось. Вода и еда на исходе».
Как рассказал рыбак, главная проблема — течь в машинном отделении. Воду откачивают насосы, но только днём. Ночью двигатель глушат. Это опасно ещё и тем, что в судно без световых опознавательных знаков могут врезаться другие корабли.
«При полном отсутствии топлива и остановке двигателя судно может затонуть в течение одной, максимум двух недель», — объяснил Илья, добавив, что траулер с выключенным двигателем уже сносит в открытое море. На всякий случай экипаж приготовил шлюпки.
Моряки записали видео. «Про нас все забыли», — говорит в кадре один из них, имея в виду руководство судоходной компании. Как рассказывают рыбаки, стирать вещи приходится за бортом, а для приготовления еды жгут мусор. Можно «кофеёк попить. Он, слава богу, ещё есть. И чаёк тоже из старых запасов», — комментирует герой видео. Кок готовит «что-то из каких-то остатков при свете фонарика».
Что говорят судовладелец и крюинговая компания
«10 января мы прибыли на судно. Чтобы получить место, многие из нас заплатили крюинговой компании от 20 до 40 тысяч. В начале февраля выяснилось, что у судовладельца закончилась лицензия на ловлю рыбы. Экипаж прекратил работу, и корабль под флагом Анголы встал на рейд у берегов мавританского города Нуадибу», — рассказали рыбаки.
Заместитель генерального директора крюингового агентства, не пожелавшая назвать своё имя, рассказала «Клопс», что из 29 калининградцев 20 человек — их клиенты.
«Многие их тех, кто сейчас застрял в Мавритании, сами просились на этот рейс. Мы в шоке от сложившейся ситуации. Нести риски и отправить экипаж домой должен судовладелец за свой счёт», — прокомментировали в фирме.
По информации представителей крюинга, судно хотела купить другая судоходная компания. «Этих денег как раз должно было хватить и на зарплату экипажу, и на билеты домой», — рассказала собеседница «Клопс».
По словам матери одного из моряков, представитель судовладельца сообщил о продаже Archimedes. Прежний собственник должен был рассчитаться с экипажем, привезти топливо и продукты ещё 18 апреля. Моряки считают, что всего лишь слухи.
«Это фейк! В таком случае на борту судна уже был бы представитель новой судоходной компании и как минимум капитану со старшим механиком сообщили бы такую информацию», — считает Илья.
А что профсоюз?
В калининградском отделении Российского профсоюза моряков «Клопс» рассказали, что от такой ситуации никто не застрахован, но конкретно с этой компанией раньше уже возникали сложности.
«Проблемы с зарплатами и отправкой домой были и в 2019, и в 2021 году», — рассказала глава отделения Людмила Измалкова. По её словам, профсоюз связался с консулом России в Мавритании.
«Он держит с нами и рыбаками оперативную связь. Консул сразу же связался с государством флага судна и направил запросы судовладельцу», — добавила Измалкова. Руководитель профсоюза добавила, что права моряков, работающих на транспортных судах, защищают страховка и специальная конвенция. «В отношении рыбаков подобного нет», — объяснила собеседница «Клопс».
Что делают власти?
Калининградка Елена (имя изменено), два брата которой находятся на Archimedes, рассказала, что они обратились в представительство МИД РФ в Калининграде и получили ответ.
«Ангольский судовладелец обещал капитану нормализовать ситуацию, но в итоге своих обещаний не сдержал. В дальнейшем обращения экипажа и работающих в Мавритании агентов игнорировал. У консульского отдела загранучреждения информация о принадлежности гражданину России зарегистрированного в Анголе судна отсутствует. <…> 15 апреля по рекомендации посольства капитан судна обратился к властям порта с предупреждением о скором вынужденном оставлении судна экипажем ввиду полного израсходования топлива», — говорится в документе.
Посольство поддерживает связь с коллегами в диппредставительстве Анголы и представителем Росрыболовства в Мавритании.
Жёны, матери и сёстры собирают деньги
По словам Елены, родственники начали собирать деньги на обратную дорогу для своих мужчин. «Билет стоит от 150 тысяч. Эта сумма превышает размер обещанной зарплаты», — поделилась калининградка.
Как рассказал Илья, в консульстве РФ в Мавритании им сообщили, что вернуться домой россияне смогут только за свой счёт.
«Зарплата ещё ни одному из нас не платилась, и поэтому почти ни у кого нет лишних 1 500 - 2 000 долларов. Капитан уже три месяца пытается связаться с судовладельцем. Местные агенты компании и агенты в Лас-Пальмасе говорят одну и ту же фразу: мы знаем о вашей проблеме, но не можем выйти на связь с собственником», — сообщил рыбак.
На звонки и электронные письма «Клопс» не ответил ни судовладелец, ни его представитель.
«Клопс» уже писал о том, что моряки из Калининграда застряли в порту Мавритании. Несколько дней назад также не удалось получить комментарии судовладельца.