В Калининграде ушлые торговцы под видом врачей поликлиник продают пенсионерам дорогостоящие аппараты. Старики покупают в надежде поправить здоровье, но получают не то, что ожидали. Об этом «Клопс» рассказали две горожанки, к которым заглянули нежданные гости. Имена героинь изменены.
История первая: несговорчивая Тамара Борисовна
77-летняя Тамара Борисовна простудилась и ждала врача, но и через три дня он так и не пришёл. И вдруг звонок. На пороге — невысокая худенькая женщина в белом халате и с большой сумкой:
— Здравствуйте, я кардиолог из многопрофильной больницы, мы помогаем коллегам во время пандемии. У вас ведь есть ещё пожилые люди в подъезде?
— Есть, — кивнула пенсионерка, ещё не чувствуя подвоха. — На втором этаже.
Тамара Борисовна прошла в комнату, где врач усадила её на стул и неожиданно взяла пенсионерку за плечи. Та опешила:
— А вы тест-то будете делать на ковид?
— Подождите, давайте сначала я вас осмотрю. Таак... Вы так зажаты...
Мадам врач открыла сумку, вытащила громоздкий аппарат и принялась водить по спине Тамары Борисовны. Та ойкнула: «Больно!»
— Пожилым людям обязательно нужен такой прибор! — строго сказала докторица.
— А сколько же он стоит? — поинтересовалась так и не пришедшая в себя Тамара Борисовна.
— 49 тысяч. У вас нет таких денег? — осведомилась гостья.
Услышанная сумма заставила Тамару Борисовну стряхнуть наваждение и попросить визитёршу на выход.
История вторая: доверчивая Елена Степановна
80-летняя Елена Степановна оказалась той самой соседкой, на которую без всякого злого умысла указала Тамара Борисовна. Увидев на пороге женщину с сумкой, пенсионерка сначала оторопела:
— Она зашла как к себе домой. Представилась невропатологом. Я говорю: я не вызывала. А она с напором так: «А вам нужно. Вы ведь сердечница? Что вы меня не пускаете?» И сразу проходит на кухню.
«Невропатолог» извлекла всё тот же прибор и ловко приспособила датчики на шее Елены Степановны.
— Вы из какой поликлиники? — недоумевала старушка.
— С Мусоргского. Мы сейчас работаем, куда пошлют, — туманно ответила гостья. — У нас акция — вот этот прибор с большой скидкой.
Стойко перенеся демонстрацию волшебных свойств аппарата и даже «почувствовав эффект», Елена Степановна решилась на покупку — тем более что «невропатолог» позвонила некоему руководителю и получила добро на невиданную скидку: 9 тысяч рублей вместо 45 000. Пенсионерка пошла в комнату за деньгами, гостья за ней. Получив купюры, она тут же исчезла.
Елена Степановна полезла в коробку и обнаружила, что сетка, которая во время процедур прилегает к телу, явно б/у — грязная и с дырками. Старушка поняла, что её надули, и едва придя в себя, провела расследование: сходила в поликлинику на Мусоргского, где на вопрос о некой акции ответили недоумевающим взглядом.
«А ведь та девица говорила, что трое из нашего дома купили. Ну что делать? Я даже детям не стала признаваться в собственной глупости», — чек или иной платёжный документ попрыгунья-невропатолог, понятно, не оставила.
Что говорит юрист?
Ситуацию прокомментировал Адвокат Виктор Дорохин:
— По закону «О правах потребителей» любую вещь можно вернуть в течение двух недель, но с медицинскими приборами могут возникнуть сложности, особенно если они уже использовались.
Вообще, по закону медицинское оборудование должны продавать специализированные организации, например, аптеки, на приборы должны быть сертификаты качества.
Если вам продали такой товар и вы им не воспользовались, он в упаковке, то шансы вернуть деньги есть. Но многое зависит от того, какие документы дали покупателю — составлялся ли договор купли-продажи, есть ли кассовый или товарный чек. Если понятно, кто продавец и есть документы, можно обратиться в суд.
Если медицинское оборудование использовалось, упаковка вскрыта, то вернуть его по закону нельзя — видимо, для этого продавцы и проверяют товар сразу на месте.
Я полагаю, что в таких случаях состава преступления нет, потому что, например, мошенничество предполагает, что имуществом человека завладели обманным путем. А тут люди сами покупают товар, вроде бы никто их не заставляет. Поэтому подобные сделки нужно рассматривать в рамках гражданско-правовых отношений.