17:05

«Как же вы меня достали!»: 3 истории калининградцев, которым удалось отбиться от телефонного спама

  1. Статьи
«Как же вы меня достали!»: 3 истории калининградцев, которым удалось отбиться от телефонного спама - Новости Калининграда | Иллюстрация: Александр Скачко / «Клопс»
Иллюстрация: Александр Скачко / «Клопс»

Ситуация: звонок с незнакомого номера отрывает от крайне важного дела. Секундное замешательство — и вы берёте трубку, откуда слышится осточертевшее: «Здравствуйте, меня зовут...». Как проучить надоед? «Клопс» расспросил у специалистов и нашедших лазейки калининградцев.

Сказать ФАС

В прошлом сентябре 23-летняя Анастасия М. сняла в Калининграде квартиру. Хозяева съёмщице наказали: интернет за свой счёт. Девушка принялась искать выгодные предложения — выбор пал на одну из местных компаний.

«Очень долго они мне предлагали все свои услуги, но в итоге мы остановились на каком-то стандартном тарифе. Сказали: мастер будет через три дня. Я согласилась, оставила заявку, но ждать не хотелось», — в другой фирме с задачей были готовы управиться в тот же день.

На сайте провайдера Настя написала отказ от услуги. Менеджеры попытались удержать беглянку, но было поздно. «Окей, отменяем», — вежливо ответили студентке. Но миром здесь и не пахло.

Начался откровенный треш. Мне звонили внезапно в любые дни и любое время: с раннего утра до позднего вечера, по выходным. По количеству максимум был пять раз за день.

Попытки выйти на связь сопровождались «издевательским вопросом, почему я решила уйти». Каким сегодня будет ответ, зависело от настроения: «Я либо спокойно объясняла, либо не брала трубку, либо ругалась почти матом». Ошарашенные менеджеры обещали внести номер в стоп-лист, но прекращать звонки не думали.

Настя нашла объяснение настойчивости: каждый из собеседников боялся «слить абонента и получить штраф». Когда через полгода терпение девушки кончилось, калининградка выложила гневную историю в Instagram, отметив аккаунты провайдера и ФАС.

«В этот же день мне в директ написали извинения. Звонки на основной номер после этого правда прекратились, доставали только по рабочему. Написала ещё раз — помогло».

«Как же вы меня достали!»: 3 истории калининградцев, которым удалось отбиться от телефонного спама - Новости Калининграда | Иллюстрация: Александр Скачко / «Клопс»
Иллюстрация: Александр Скачко / «Клопс»

2. Прислали чужую платёжку

27-летний Анатолий (имя изменено) в 2020-м взял кредит в одном из калининградских банков, а через несколько месяцев его сотовый стал разрываться от звонков из финансовых организаций.

«Пункт о промо-рассылках и звонках при подписании договора был — отказаться от него не получилось. Девушка-менеджер мне так это объяснила: когда долг будет погашен, реклама поступать перестанет».

Количество звонков и сообщений увеличивалось по мере приближения последнего платежа: «Когда полностью рассчитался, меня закидали этими звонками. Обычно я всё игнорил и надеялся, что мой номер пометят как неактивный или что-то вроде того. Но они стали делать это по четыре раза за день — и то не предел».

Однажды в приложении банка Толе пришла платёжка за вывоз мусора: экс-кредиторы предложили погасить долг. И всё бы ничего, только адрес не совпадал — квитанция предназначалась матери.

«Я в том доме никогда прописан даже не был, а мне, получается, прислали чужие персональные данные. Когда ситуация повторилась, я пошёл разбираться. В одном из отделений сказали решать всё через центральный офис, Москву или службу поддержки в приложении — там с жалобами работает тормознутый бот».

Попытки одолеть бездушный алгоритм и нескольких писем на почту организации своё дело сделали: парню стало приходить заметно меньше спама, чужих квитанций он тоже больше не видел.

«Берём на заметку лайфхак: нужно больше и чаще скандалить, чтобы пробиться через стену игнора», — считает Анатолий.

3. «Да, товарищ майор»

32-летняя переводчица Елена Б. уверена: номер её мобильного пополнил одну из тех баз, которые гуляют по рукам мошенников. Она даже помнит, как: «Я нашла интересную игру, в которой клянчили донаты. Платить не думала и, конечно же, пошла по взломанным приложениям. Додумалась оставить свой номер».

Первые звонки аферистов едва не закончились разорением. Подставные представители косметических компаний выуживали у Елены разного рода информацию, чтобы «удвоить количество бонусов к праздникам». Когда на мобильник девушки зачастили «майоры подразделения по безопасности», калининградка почуяла неладное.

Мошенникам от меня постоянно что-то нужно. Я научилась разговаривать без слов «да» и «нет», не перезваниваю незнакомцам, не нажимаю цифры. Если нет конструктива в первые секунды беседы, сбрасываю.

Хитрой собеседнице аферисты не рады. По словам Елены, раздражаясь, некоторые из них переходят на мат и оскорбления, грозят расправой.

«Есть одна не очень приличная народная мудрость, смысл её можно свести к такому: если не можешь ничего изменить, получай удовольствие. Ну а вообще я просто не знаю, где искать помощи — это обманщики, а не рекламные компании, которые можно было бы засудить». Впрочем, менять номер женщина тоже не хочет.

«Как же вы меня достали!»: 3 истории калининградцев, которым удалось отбиться от телефонного спама - Новости Калининграда | Иллюстрация: Александр Скачко / «Клопс»
Иллюстрация: Александр Скачко / «Клопс»

Где они взяли мой номер?

Как правило, сами абоненты развязывают спамерам руки: вспомните, сколько раз вы заполняли анкеты и регистрировались в приложениях, чтобы получить скидочные карты или халявные бонусы? Часто номер мобильного — один из обязательных пунктов таких опросников. Публиковать телефон не стоит даже на странице в соцсетях — есть профи, которые запросто пробьются через закрытые аккаунты.

Контакты собирают и серьёзные организации: банки, салоны связи, страховщики, частные клиники, репетиторские центры, фитнес-залы. Клиента знакомят с правилами обработки информации и условиями её передачи третьим лицам, а компания отныне считается оператором персональных данных — это по закону.

Организации собирают данные в специальные базы, чтобы время от времени звонить или отправлять СМС покупателям информацию о новых акциях, товарах или услугах. Но порой хранилища сливают в сеть — причастными к этому могут быть хакеры или нечистые на руку сотрудники.

Из-за таких утечек появилось много проблем, отметил в эфире подкаста «Смени пароль!» Сергей Голованов, главный эксперт «Лаборатории Касперского» по информационной безопасности. Обычные пользователи, а вместе с ними и мошенники, за деньги заказывают «в Telegram-ботах информацию о человеке: где живёт, какое состояние счёта, номер телефона, ИНН и прочее».

Как это всё прекратить?

Звонки с рекламными предложениями не нарушают закон, если когда-то вы давали на это согласие. Помните, как при регистрации подарочной карты ставили галочку в пункте «да, я хочу получать важную информацию?» 

Но от рекламы можно отказаться. По закону, нарушитель спокойствия должен прекратить звонки и рассылки по первому требованию. Когда этого не происходит, потребитель может обратиться за помощью в ФАС, Роспотребнадзор и Роскомнадзор. На сайте последнего есть специальная форма — после её заполнения и отправки в ведомстве обещают рассмотреть проблему за 30 дней.

В свою очередь организация-нарушитель рискует быть привлечённой не только к «административке», но и уголовной ответственности. Последний механизм может сработать, если написать заявление в полицию: иногда докучливые спам-звонки расценивают как мошеннические действия.

Что делать, если названивают мошенники?

Стереть гуляющий по слитым базам данных контакт абоненту не удастся, а вот уменьшить поток телефонного спама и отличать жуликоватую рекламу от важного звонка — наверняка.

1. Блокируйте

Сейчас смартфоны предоставляют возможность ограничивать звонки от конкретных абонентов. Хитрость сработает, если пользователь забил надоедливый номер в книге контактов.

2. Глушите

Операционная система iOS, например, для спам-телефонов придумала функцию «Заглушение неизвестных». При её включении дозвониться вам смогут только забитые в памяти смартфона контакты — их предварительно проанализирует голосовой помощник Siri. Остальные вызовы будут переводить на автоответчик. Такая же возможность есть в некоторых версиях системы Android.

3. Просите оператора

Российская «большая четвёрка» с навязчивой рекламой и мошенничеством тоже борется. В «Kaspersky Daily» рассказывали, как:

  1. Абоненты МТС могут оформить платную услугу блокировки телефонного спама. После этого номера, попавшие в чёрный список компании, не смогут вас потревожить.
  2. Игнорировать нежелательных собеседников предлагает и «Мегафон» — здесь функция входит в состав бесплатного определителя номера.
  3. У «Билайна» иначе: за деньги абонентам распознают всё и всех, включая спамеров и аферистов, однако автоматически банить вызовы никто не станет. 
  4. Tele2 предлагает такой вариант борьбы со спам-звонками: настраивать фильтрацию вручную.

4. Проверяйте

«Чей это номер, что ему нужно и откуда звонят», — ответы на эти вопросы можно найти в интернете. Например, на этих сайтах пользователи делятся информацией и впечатлениями после общения с разными абонентами:

  1. Кто-звонит.рф,
  2. Cheinomer.ru,
  3. Ktozvonit.org.

Есть и другой вариант: скачать антиспам-утилиту. Однако их некоторые специалисты советуют обходить стороной — без доступа ко всей информации на смартфоне подобные приложения работать не будут. А ведь наши мобильники хранят пароли и данные банковских карт.

Пользователи доверяют гаджетам многое, чтобы избавить себя от лишних хлопот. Некоторые калининградцы боятся, что искусственный интеллект шпионит за нами — и они правы. Мы узнавали истории людей, которые с помощью приложений улучшили свои жизни.