Близкие люди обычно помогают переживать трудности, а если близких нет? А если они есть, но слишком увлечены собой? А если ты с детства научился справляться с болью единственным способом — причинять вред? Это сломанный механизм, который необходимо починить.
"Клопс" поговорил с Ангелиной (имя изменено), которая около восьми лет мучила себя, когда в жизни что-то шло не так. Сейчас ей 23 года, она живёт одна и работает дизайнером. С нанесением увечий покончено навсегда.
Я дура, мне нечем заняться
Это началось, когда мне было лет 13. Был какой-то серьёзный конфликт: то ли мальчик бросил, то ли с подругой поссорилась. И я взяла в руки что-то острое, сама не понимая, что собираюсь делать.
Я не хотела сильно мучить себя. Тогда бы все узнали, а мне это было не нужно. Одна маленькая царапинка. Я очень хорошо её помню.
Я хотела чувствовать своё тело отчётливее, чем когда-либо до этого. Я концентрировалась на физической боли".
В тот раз я заклеила руку пластырем. Помню, меня спрашивали одноклассники, что произошло. Я отвечала, что случайно порезалась бумагой. Не хотелось драмы. В 13 лет мне и так казалось, что я проживаю все страдания мира.
С тех пор время от времени я это повторяла. Умудрялась так, чтобы раны полностью заживали. Возможно, мне везло. Я потом узнала, что мои подруги делали это с ногами, бёдрами. У них навсегда остались шрамы. Когда их видишь в шортах, хочется плакать и пожалеть.
Мама как-то заметила, что у меня есть раны. Она понимала, что я сама себе их наношу, но ей было плевать. Она говорила, что я дура и мне нечем заняться. А мне просто нужен был человек, который меня выслушает.
Кофты с длинным рукавом, чтобы не было вопросов
Страшнее всего было в 17-19 лет. Каждое утро я просыпалась, и мне казалось, что грудную клетку придавила большая бетонная плита.
Я была совсем одна, хоть и жила с родителями. Они были заняты моим младшим братом. В школе я особо ни с кем не общалась, была угрюмой и носила кофты с капюшоном. Ни с того ни с сего я начинала испытывать душевную боль. Ну, или были причины, но сейчас я бы не стала вредить себе из-за неудавшегося романа или плохой оценки.
Когда бабушка умерла, я очень переживала. Мне казалось, что она единственная в моей семье любила меня.
Я ненавидела себя. Как-то я написала на коже "SOS". Эти шрамы были со мной ещё несколько лет, чудо, что сейчас почти сошли.
После такого даже в жару +30 надеваешь кофты с длинным рукавом, чтобы не было вопросов.
Я даже не знаю, как рассказывать о том периоде внятно. Мне казалось, что все мои мысли, чувства, меня саму окутало что-то липкое и чёрное. Я почти не видела мира вокруг. Да, я окончила школу, да, я поступила в университет, но я чувствовала только боль, которой не было конца. В какой-то момент я решила, что схожу с ума.
Рука начала гноиться
Как-то я взяла и позвонила первому попавшемуся психологу, которого нашла в интернете. У меня тогда были небольшие деньги, мне было 20 лет.
Пришла к нему, сбивчиво говорила что-то о боли, плакала. И он стал со мной работать. В процессе я вспомнила, что всё моё детство меня били, что отец с матерью не особо обо мне заботились: я в средней школе выглядела оборвышем. И причины страдать у меня тоже были, так как мне было не на что опереться.
Осознание, конечно, помогало, но не окончательно. В то время я уже жила вместе с парнем, который любил замахиваться на меня. Однажды он поднял стул и кинул его в меня, было больно. Оказалось, что я сказала что-то не то. Сегодня я понимаю — что моей вины там не было.
Я пошла в ванную. Обычно я обрабатывала острые предметы спиртом или хотя бы перекисью, чтобы не занести инфекцию — заботилась о безопасности, комично. В этот раз я этого не сделала.
Видимо, под кожу что-то занесла, рука начала гноиться. Я не могла её вылечить две недели. Понимала, что такими темпами придётся идти к врачу и что-то объяснять.
Меня спасла какая-то старая советская вонючая мазь, которую посоветовали уже в десятой, наверное, аптеке.
Это не выход
Больше я так не делала. Я закончила универ, нашла работу и съехала от того парня. В психотерапии была ещё год.
Сейчас в сложные моменты иногда возникает желание, но я останавливаюсь. Это не выход, проблема не решится, боль не уйдёт. Потом она накатывает с новой силой.
Если бы я могла сказать что-то молодым девчонкам, которые любыми способами наносят себе увечья, я бы сказала: ищите помощь. Да, больно и страшно. Да, друзья будут обзывать и смеяться. Постарайтесь найти хоть кого-нибудь, кто поможет разобраться с причиной. Потому что вред себе — это следствие.
Попытка оживить себя и вернуть в мир
Врач-психотерапевт, доктор медицинских наук Игорь Реверчук рассказал "Клопс", что такое самоповреждение с научной точки зрения.
Вопрос лежит в рамках феномена агрессивности. В современной психодинамической школе выделяют три категории агрессивности: дефицитарную (когда её не хватает), конструктивную (это нормальный уровень) и гиперагрессивность, либо деструктивную агрессивность. Вот о ней поговорим подробнее.
Она может проявляться против других людей словами или кулаками. Или направлена на себя, на причинение себе вреда, боли.
В основе депрессии, если начинаешь копать глубже, лежит скрытое огромное напряжение. Оно забирает столько сил на своё подавление, что внешне человек выглядит поникшим, уставшим, безэмоциональным и заторможенным.
В ядре депрессии лежит агрессия, обиды на себя или на окружающих, гнев на несправедливость. Она вытеснена, подавлена, и человек внешне выглядит депрессивным с душевной болью, с мучительным переживанием тоски тревоги и апатии. И чтобы снять душевную боль, по сути, разрядить это глубинное ядро неудовлетворённости, бессознательно подростки и молодые люди выбирают нанести себе боль, самоповреждение.
Есть французский фильм "Белое, синее, красное". В одном эпизоде женщина, которая страдает от невыносимой боли от потери близкого человека, идёт вдоль забора и в кровь стирает о него кулак. Это каким-то образом её отрезвляет и возвращает в действительность.
Вернуться в реальность, пробудить себя люди иногда пытаются через причинение себе боли. И это не демонстративность, они напоказ не выставляют свои руки, это именно такое неумелая, нелепая попытка себя оживить и вернуть в мир.
Что делать? Нужна личностно-ориентированная психокоррекция и психотерапия. С выводом этого бессознательного поведения на когнитивный, сознательный, уровень. Ребёнок, подросток должен понимать, что он сейчас чувствует и делает. Он должен научиться выражать эмоции безопасно, совладать со стрессом и эмоциональным напряжением.