11:52

В Калининграде у мамы двоих детей мошенники украли с карты "путинскую" выплату и остальные деньги

  1. Статьи
В Калининграде у мамы двоих детей мошенники украли с карты "путинскую" выплату и остальные деньги - Новости Калининграда | Архив "Клопс"
Архив "Клопс"

У калининградки Юлии, мамы мальчиков двух и пяти лет, мошенники украли все деньги с карты Сбербанка. В том числе “путинскую” выплату в десять тысяч на старшего сына. Пропало 20 300 рублей — для кого и невеликая сумма, а для Юли очень и очень приличная. Муж ушёл из семьи, когда младшему было десять месяцев, алиментов хватает на самое необходимое, и Юлин бюджет рассчитан до копейки. Часть из 20 тысяч она планировала заплатить за садик, остальное потратить на двухъярусную кровать для мальчишек и лекарства для себя.

Юлии позвонили 1 июня в 10:55, она только что получила субсидию на старшего сына. Звонили с московского номера и сказали, что была попытка перевода денег на карту Альфа-банка.

“У меня идёт разбирательство со службой безопасности Альфа-банка, и я думаю, что они просто угадали. Обратились по имени-отчеству, перечислили мои карты, сказали, что причина — вирус и его надо убрать через приложение. “Мы вам поможем, надо скачать программу совместного доступа”. Такая программа у меня уже была, нажимаешь на кнопку — и человек видит всё, что у тебя происходит на экране телефона. Я засомневалась, что это сотрудник банка, в ответ он предложил в качестве подтверждения прислать СМС с номера 900. Он у меня сохранён под названием, чтобы я ничего не перепутала. Пришла СМС. Разговаривали со мной двое. “Младший” сотрудник говорил роботообразным голосом на низких частотах и повторял одно и то же. Меня как будто ввели в транс. “Старший” вешал лапшу про деморежим и виртуальные счета. Точно помню, что не давала им никаких данных о карте, и тут увидела: мои деньги уходят в Промсвязьбанк. В этот момент до меня дошло, что происходит, начала бить истерика, но я взяла себя в кулак и набрала контактный центр Сбербанка. Не могла дозвониться в течение пяти минут. Потом заблокировала карту по номеру быстрой блокировки. Попросила остановить транзакцию, мне сказали — это невозможно. Хотя вечером того дня статус операции был "обрабатывается", видимо, ещё был шанс спасти мои деньги”, — рассказала Юлия.

Через два часа, когда удалось пристроить детей, она пошла в банк и попросила выписку. С ней Юля отправилась в полицию, где приняли заявление о возбуждении уголовного дела и составили протокол.

“В офисе сказали, что выписка делается десять дней, но я настояла, что мне нужно срочно. Почему банк не может отменить транзакцию? Я заявила о мошенничестве как только дозвонилась по горячей линии, через семь минут после происшествия.  Я позвонила в Центробанк, там утверждают, что в Сбере всё сделали правильно, перевод нельзя отменить. Звоню в Промсвязьбанк, куда ушли деньги, мне говорят — вы можете подать заявление в Сбербанк на розыск средств. В Сбербанке говорят — не делаем мы никакой розыск, но сотрудник проговорилась, что есть некий отдел, который рассматривает такого рода заявки. “Отдел добрых дел”. В полиции мне сказали, что бабушке какой-то такой отдел вернул шесть тысяч рублей. Но чётких, понятных правил — кто имеет право на возврат, а кто нет, как и контактов таинственного отдела, нет. Я написала заявление в Сбербанк”, — говорит Юлия.

По её словам, в полиции сказали, что это преступление раскроется, возможно, лет через пять-семь — когда задержат очередную шайку мошенников.

“Вот сейчас идут “президентские” выплаты. Мамам надо быть осторожными. На удочку попадаются и старые, и молодые. В полиции мне сказали: перед вами была женщина, у неё два с половиной миллиона сняли. Звонят далеко не школьники, а люди, умеющие ввести в состояние изменённого сознания. Что делать? Класть трубку сразу и звонить в банк самостоятельно”, — говорит Юлия.

Спустя три дня она получила ответ из банка: там не видят оснований для возврата денег. 

Что говорят в банке

  1. На вопросы "Клопс" ответили в пресс-центре Калининградского отделения №8626 ПАО Сбербанк.

  2. — Как часто в банк обращаются клиенты, столкнувшиеся с мошенниками? Увеличилось ли число таких обращений в апреле-июне 2020 года?

  3. — Сбербанк фиксирует в неделю тысячи обращений клиентов, столкнувшихся с попытками мошенничества.  В мае по сравнению с апрелем число попыток мошенничества по отношению к клиентам Сбербанка несколько уменьшилось. Зафиксированный спад активности мошенников носит сезонный характер и связан с майскими праздниками. Мы не видим оснований полагать, что долгосрочный тренд на рост мошенничества сменился на противоположный. 

  4. — Если клиент обратится на горячую линию Сбербанка с просьбой остановить транзакцию средств, сможет ли банк это сделать и при каких условиях? Как вообще банк может оперативно помочь клиенту в таких ситуациях?  

  5. — Переводы осуществляются в режиме онлайн, и деньги моментально зачисляются на карты получателя. Поэтому если операция совершена и подтверждена клиентом, то заблокировать её невозможно. 

  6. — Существует ли отдел, который самостоятельно, минуя полицию, рассматривает такие дела и принимает решение о возврате денег клиентам, пострадавшим от мошенников? 

  7. — Банк действует строго в рамках законодательства и договора с клиентом. В каждой ситуации, когда мошенники списали у человека деньги, банк проводит тщательную проверку. Если в процессе проверки будет определено, что хищение произошло не по вине клиента, то есть он не нарушал условия договора, где чётко определены его обязанности по неразглашению конфиденциальной информации, необходимой для совершения операций от его имени, — банк возмещает средства. Если же деньги утекли в результате беспечности клиента, который сам сообщил мошеннику свою конфиденциальную информацию, банк средства не возвращает. 

  8. — Что необходимо знать клиентам, чтобы не стать жертвой мошенников? Какие действия предпринимает Сбербанк, чтобы защитить средства клиентов? 

  9. — Первое, что необходимо знать клиентам, — их деньги в Сбербанке надёжно защищены. Это также хорошо известно злоумышленникам, поэтому они атакуют не банк, а самих клиентов: выманивают у них информацию, которая даёт возможность совершать операции от их имени. 

Клиентам важно помнить: необходимо быть бдительными и осторожными. Зачастую клиенты сами разглашают свою конфиденциальную информацию, что позволяет мошенникам атаковать их счета. Чтобы защищать своих клиентов даже в таких ситуациях, Сбербанк внедрил систему выявления подозрительных операций в онлайн-режиме (систему фрод-мониторинга), которая выявляет подавляющее большинство попыток мошенничества. Чтобы не стать жертвой мошенников, важно всегда соблюдать простые правила безопасности, размещённые на сайте Сбербанка. 

Что говорят в полиции

Как сообщили “Клопс” в пресс-службе УМВД, в апреле поступило 49 сообщений калининградцев о том, что им звонили телефонные мошенники, в мае — 43. Проводятся оперативно-розыскные мероприятия. 

В полиции предупреждают:

— сотрудники банков не звонят клиентам с просьбой предоставить персональные данные, номера карт, одноразовые пароли из СМС для подтверждения финансовых операций либо для отмены “мошеннических действий”;

— если вам позвонил “из банка”, прислали СМС или иное сообщение (“Ваша карта заблокирована”, “Заблокирована сумма оплаты”, “Есть проблемы с проведением операции” и др.), необходимо оперативно связаться с клиентским центром банка по телефонам, указанным на  карте;

— не перезванивать на указанные в сообщениях номера, не сообщать данные банковских карт, паспорта и других документов;

— если вас обманули мошенники, нужно незамедлительно обратиться в ближайший отдел полиции.

Если кто-то хочет помочь Юлии, можно позвонить по телефону 89521170223.