Задача резюме — убедить работодателя, что именно вас нужно пригласить на собеседование. Вся информация, отражённая в нём, должна соответствовать этой конечной цели. Как составить резюме, “Клопс” рассказала руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу Ирина Жильникова.
Название резюме. По сути, это и есть формулировка искомой вакансии. Как понять, что искать? Отталкивайтесь от вашего образования, спроса на рынке труда и ваших склонностей и способностей.
Помните об одном простом правиле: одна должность — одно резюме. То есть формулировка “PR-менеджер, специалист по маркетингу, менеджер по рекламе” не котируется. В резюме маркетолога важно отразить навыки работы с современными маркетинговыми инструментами, а для специалиста по связям с общественностью важны коммуникативность, работа в условиях многозадачности и т.п.
Избегайте пространных формулировок вроде “руководитель”, “менеджер”, “молодой специалист”, “высокая должность в области подбора персонала”. Детализируйте цель вашего поиска: “руководитель отдела закупок”, “стажёр в отдел логистики”, “ассистент отдела маркетинга”, “инженер-технолог (пищевое производство)”.
Профессиональный опыт (и любой, полезный работодателю). Опирайтесь на свои сильные стороны и избегайте повествования — жизнеописания. В резюме важна структура — всё должно быть чётко и по пунктам.
Перечислять компании и должности необходимо в обратном хронологическом порядке с указанием периода работы с точностью до месяца. То есть начинаем с последнего места.
Никаких сокращений и аббревиатур быть не должно — только полные названия. При перечислении функционала и достижений используйте нумерацию или маркеры: список из 5-8 пунктов вполне устроит любого работодателя. Не стоит перечислять функционал программиста, если вы претендуете на позицию менеджера по продажам.
Отдельной строкой нужно вынести достижения. Не используйте шаблонные формулировки: “большой опыт работы”, “умение работать в команде”, “хорошие организаторские способности” — продемонстрируйте это на конкретных примерах. Укажите достижения в цифрах. Используйте активные глаголы совершенного вида (добился, выполнил, реализовал и т.п.). Не бойтесь хвалить себя.
Чтобы понять, что писать в графе “Достижения, результаты”, ответьте на следующие вопросы: что было результатом вашей работы, как оценивалась ваша работа, выполняли/перевыполняли ли вы KPI, какие ваши идеи были реализованы на практике, выбирали ли вас лучшим сотрудником месяца/квартала/года, что отличало вас от коллег со схожим функционалом?
Студентам и молодым специалистами можно добавить в резюме:
- — опыт фриланса;
- — участие в проектах;
- — стажировки и практики;
- — любую занятость, которая может подчеркнуть ваши сильные стороны, включая активность в вузе/ссузе, успеваемость и т.п.
Ключевые навыки. Для разработчика — это веб-программирование и всё, что с этим связано. Для менеджера по связям с общественностью — PR, ведение переговоров, грамотная речь, стратегическое планирование и т. п. Это весь ваш багаж skill set, собранный за время карьерного пути.
Образование (основное и дополнительное). Опять же избегайте любых сокращений и аббревиатур. Вчерашним студентам будет полезно перечислить награды, полученные на различных конкурсах, олимпиадах, конференциях. Можете указать тему диплома, если она соответствует вакансии. Специалистам с опытом нужно отразить курсы повышения квалификации, экспресс-курсы, второе высшее образование и даже онлайн-курсы. Работодатели обращают внимание на дополнительное образование кандидатов: в большей степени — на курсы повышения квалификации (61%), в меньшей — на магистратуру (8%) и докторантуру (6%). Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведённого HeadHunter среди HR-специалистов.
Дополнительные сведения. Укажите уровень владения иностранным языком, владение программами и графическими редакторами, наличие водительского удостоверения и личного автомобиля (если это важно для искомой должности), рекомендации от преподавателей, руководителей, коллег.
“Обо мне”. Многих вводит в ступор именно этот блок. Ваши пристрастия к астрологии и вышиванию крестиком лучше опустить и коротко ещё раз пройтись по положительным сторонам и выдающимся достижениям стоит. Разумеется, сохраняя структурность — маркеры и нумерация в помощь. Не забудьте про так называемые soft skills — самое время рассказать HR-специалисту, что вы обладаете аналитическим складом ума, успешно справляетесь с большим объёмом задач, находите общий язык с разными людьми, отлично работаете в команде, в сжатые сроки находите нестандартные решения и фокусируетесь на достижении максимальных результатов. И всё это вместо “ответственности” и “стрессоустойчивости”.
Контактная информация. Укажите корректный e-mail и действующий номер телефона. Большая часть соискателей срезаются именно на этих пунктах, добавляя электронный почтовый адрес вроде bagira88@ или pupsik2019@. Заведите отдельный e-mail, состоящий из имени и фамилии, он сослужит вам отличную службу и при регистрации на работных сайтах типа hh.ru, и при коммуникации с потенциальными работодателями.
Портфолио. Это обязательный пункт лишь для тех, чья деятельность носит проектный характер. Например, для дизайнеров, фотографов, копирайтеров, архитекторов, визажистов, менеджеров по организации мероприятий и т. д.
И несколько слов о таких важных для резюме вещах, как желаемый уровень заработной платы и фотография.
Зарплата. Стоит ли указывать в резюме свои ожидания? Да! Не завышайте и не занижайте их, в противном случае с вами никто не рискнёт связываться. Укажите уровень заработной платы, на которую вы согласны и которая соответствует региональной, отраслевой специфике рынка труда, вашему опыту работы и уровню компетенций. Как не допустить ошибки? Мониторить зарплатные предложения на job-сайтах и рынок труда — на Клопс.Работа обязательно найдётся свежая аналитика по Калининградской области.
Фотография. Это первое, что видит работодатель, открывая ваше резюме, именно поэтому снимок должен быть говорящим. Выберете нейтральный фон, деловой дресс-код, улыбнитесь и попросите сделать фото, на котором хорошо будет видно лицо.
Финальный, но важный шаг — проверка резюме. Обращайте внимание на грамматические ошибки и опечатки. Тщательно проверьте каждое слово. Незначительные помарки могут напрочь испортить впечатление. Лучше перечитывать резюме на свежую голову, именно поэтому хорошее CV не создаётся за один день.
Не обойтись без сопроводительного письма и чистки аккаунтов в соцсетях. Но об этом — в другой раз.
Ищете работу в Калининграде? Воспользуйтесь сервисом Клопс.Работа.