Закрытие границ в середине марта привело к практически полному перекрытию потока санкционных продуктов в Калининградскую область. С улиц исчезли машины с колбасами и молочкой из соседних государств. “Клопс” узнал, можно ли сейчас купить польскую и литовскую продукцию.
Приправы и кофе
“Санкционку как ветром сдуло” — бодро заявлял уже в середине апреля председатель комитета муниципального контроля Евгений Чернышёв. Ситуация была ожидаема: значительная доля продуктов прибывала в регион в багажниках легковушек. Фактически многие из них приостановили рейсы ещё до закрытия границ в связи с ужесточением проверок из-за коронавируса и ростом курса злотого в 10-х числах марта.
Во время самоизоляции автолавки с товарами из-за границы перешли в сеть: в пабликах и на сайтах бесплатных объявлений до сих пор можно найти зарубежные товары с длительным сроком хранения. Как правило, это специи, сладости, чаи и кофе, сиропы, сухие завтраки, витамины, памперсы, таблетки для посудомоек и другая бытовая химия, а также крепкие напитки из дьюти-фри.
“Колбасы и сыры разобрали быстро. Остальное постепенно продаём. Во время изоляции крупные заказы даже доставляли до двери. Сейчас сами приезжают или встречаемся в центре. Конечно, оборот упал ощутимо. Распродаём последнее. Что дальше будет — неизвестно”, — отметила Алина, до марта 2020 года регулярно ездившая в Польшу за покупками: приобретались товары под заказ, и востребованные у калининградцев продукты питания для перепродажи.
Для некоторых подобные выезды были основной профессией. После закрытия границ им пришлось искать подработки в другой сфере деятельности.
“В инстаграме, где раньше продукцию выкладывал, написал, что ищу работу. Прислали несколько “халтур”. Постоянную до сих пор ищу, таксую и развожу как курьер”, — поделился Игорь.
Лазейки остались
Любители сыра и колбас без зарубежной продукции не останутся. Купить польские и литовские товары по-прежнему можно на рынке. Стоит лишь попросить у продавца чего-нибудь заграничного. Они по-прежнему поступают в регион, но усложнилась процедура доставки. Из-за этого мясо и молочка поднялись в цене в диапазоне от 10 до 30%. Конечная стоимость на прилавке зависит от курса валют и условий доставки, которая также стала дороже. “Спрос будет всегда. Многие привыкли к европейским товарам”, — отметила одна из продавцов молочного павильона на Центральном рынке.
Оставшийся путь попадания санкционки на прилавки — доставка товаров с помощью дальнобойщиков. Стоимость такой услуги может составлять около 5-10 евро за небольшую партию и выше, если водителю приходится улаживать вопросы с таможней.
“Если я еду и положил немного в машину, никто искать или выяснять не будет. К большим объемам, конечно, будут вопросы”, — пояснил водитель фуры Арсений.
По словам дальнобойщика Игоря, чаще всего водители везут из поездок алкоголь, а также могут помогать в доставке посылок, отправка которых по почте или курьерской службой из Европы выходит слишком дорого.
“С одной бутылки у меня может быть наценка порядка 500-700 рублей. Можно взять 4-5 штук. Я не увлекаюсь. До такого, чтобы ящиками везти, не доходит. Да и если несколько бутылок положить, никто не обратит внимания”, — рассказал он.
В начале текущего года мэрия Калининграда анонсировала ужесточение борьбы с торговцами санкционной продукцией и нелегальными торговыми павильонами, назвав из "гниющими точками на теле города".
В апреле удалось ликвидировать одну из самых знаменитых точек в арке у гостиницы Калининград. Чиновники выяснили, что продавцов польских товаров пускал во двор житель дома, получавший за это колбасу.