01:00

Психолог объяснил, почему стоит отказаться от метафор вроде «уснул вечным сном» в разговоре с детьми о смерти

  1. Россия и мир

Тема смерти — одна из самых сложных для обсуждения с ребёнком, и от того, как взрослые подойдут к этому разговору, во многом зависит способность детской психики здорово пережить утрату. Психолог Евгения Тихомирова в беседе с «Клопс» дала несколько рекомендаций для родителей, которым предстоит тяжёлый диалог.

«Первое и, пожалуй, самое важное — это ваше внутреннее состояние. Дети, даже самые маленькие, с невероятной точностью считывают наши невербальные сигналы: тон голоса, напряжение в плечах, влажность глаз... Не стремитесь быть железным родителем, который скрывает все свои эмоции. Ваша искренность — лучший учитель для ребёнка.

Если вы плачете, можно объяснить: «Мне очень грустно, и я плачу, потому что скучаю. Это нормально — грустить, когда теряешь кого-то важного». Так вы покажете, что чувства не нужно бояться или подавлять», — рекомендует специалист.

Психолог рекомендует использовать простые, честные и прямые слова. Метафоры вроде «уснул вечным сном» или «ушёл далеко-далеко» лучше избегать, поскольку для детского мышления они могут быть буквальными и порождать страхи — например, бояться засыпать или волноваться, когда взрослый уходит в магазин. «Сказать «его тело перестало работать, врачи не смогли его починить» — достаточно понятно для ребёнка», — считает Тихомирова.

Эксперт настаивает: задача родителя — не дать исчерпывающую философскую концепцию, а «создать пространство, где ребёнок сможет задавать вопросы». Когда малыш спрашивает «А он теперь на небе?» или «А ты тоже умрёшь?», надо отвечать спокойно, ориентироваться на семейные и духовные представления.

«Если не знаете ответа, можно честно сказать: "Я не знаю точно. Некоторые верят, что душа отправляется в прекрасное место, другие думают иначе. А как ты сам думаешь?"» — по словам Евгении Тихомировой, это вовлекает ребёнка в диалог, а не в пассивное слушание.

Психолог отмечает, что проживание утраты не ограничивается разговорами, и важную роль может играть творчество: «Это может быть творчество: нарисовать рисунок для того, кого нет, написать ему письмо, слепить из пластилина что-то в память о нём». Через игру и созидание дети также перерабатывают сложные эмоции. 

Родителям не стоит срываться и кричать на детей, если те приходят домой с плохими оценками. Психолог рассказал, как реагировать на такие ситуации.