15 января исполнилось 80 лет композитору Максиму Дунаевскому, который написал музыку ко многим знаменитым фильмам. Песни его авторства исполняли Михаил Боярский, Николай Караченцов, Павел Смеян и Алиса Фрейндлих. В честь юбилея «Клопс» вспоминает любимые работы композитора.
«Не папа»
Отец композитора, Исаак Дунаевский — тоже легендарная личность для советского кино и театра. Его музыка звучит в фильмах «Кубанские казаки»0+, «Волга-Волга»6+ и «Дети капитана Гранта»12+. Дунаевский-старший умер в 1945 году, когда его сыну было всего десять лет, однако мальчик уже тогда демонстрировал выдающиеся способности.
«Фамилия и мешала, и помогала. Многим было интересно, что это такое родилось у Исаака. У моего друга кинорежиссёра Славы Говорухина <...> юмор был довольно жёсткий, такой темноватый, и он всегда шутки произносил с дико серьёзным видом. И так слушал [мою музыку] и говорил: «Да, не папа».
И много раз, когда мы встречались: "О, привет. Ну, до папы тебе ещё далеко"», — рассказал Максим Дунаевский в документальном фильме к собственному юбилею.
В 1970 году он окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, но академическим композитором не стал, потому что увлёкся театром. Следом закономерно пришло кино, благодаря которому о Максиме Дунаевском узнали во всех уголках Советского Союза.
Первый фильм, в котором звучит музыка Дунаевского-младшего — «Синие зайцы, или Музыкальное путешествие»0+ режиссёра Виталия Аксёнова. Комедия вышла на экраны в 1972 году, когда композитору было всего 27 лет.
Вторую ленту с музыкой Дунаевского зрители увидели в 1975 году. В фильме «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»16+ Ролана Быкова снялись уже знаменитые на тот момент советские актёры: Олег Анофриев, Георгий Вицин и Зиновий Гердт. В том же году Дунаевский написал музыку для мелодрамы «Повторная свадьба» с Андреем Мироновым.
«Свободу, свободу, мне дайте свободу»
Даже те, кто ничего не знает о советском кинематографе, слышали песни Максима Дунаевского из мультфильма «Летучий корабль»0+, вышедшего в 1979 году. В соавторстве с поэтом Юрием Энтиным композитор работал над балладой Водяного про «жизнь его жестянку», куплетами Бабок-Ёжек и «Песней Забавы», которая не хочет замуж.
«Как правило, художественная картина требует музыки уже после того, как она снята и смонтирована. Тогда видно, что нужно, чем наполнить картину. А анимация готовится очень заранее. <...> Поэтому часто режиссёры [мультфильмов] требуют от композиторов музыку вперёд — для того, чтобы она их вдохновляла. И по этому ритму музыки они уже строят анимацию», — объяснил Дунаевский.
Пора-пора-порадуемся
В том же 1979 году в кинотеатрах вышел фильм, который затмил по популярности даже легендарную сказку: «Д'Артаньян и три мушкетера»0+ по роману Александра Дюма. Атос, Портос, Арамис, д'Артаньян и их «коллеги» по приключениям исполняют в мюзикле более двадцати песен, и все они написаны Дунаевским.
Когда я написал «пора-пора-порадуемся», у меня тут же возникло ощущение: попадание!
Причём я должен сказать, что хит по заказу буквально был написан. <...> Казалось бы, как можно написать хит по заказу? Можно. Когда я поставил последний палец, мизинец, на клавишу, я сказал: это хит», — вспоминает Дунаевский в документальном фильме.
Слова почти для всех композиций в «Трёх мушкетёрах» написал поэт Юрий Ряшенцев. Исключение — «Песня Миледи» в исполнении Маргариты Тереховой. Над её текстом работали актёр Вениамин Смехов (Атос) и режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич.
Всю инструментальную музыку для экранизации записал ансамбль «Фестиваль», организатором которого и был Максим Дунаевский. Группа просуществовала до 1989 года, в её составе успели побывать Константин Никольский и Павел Смеян — правда, последний уже после съёмок «Трёх мушкетёров».
После «Трёх мушкетёров»
В 1980 году Георгий Юнгвальд-Хилькевич снова поработал с Дунаевским: музыка композитора звучит в фильме «Ах, водевиль, водевиль...»0+. Мало кто не слышал песню «Гадалка» на стихи Леонида Дербенёва, которую исполнила Жанна Рождественская.
Трёхсерийный фильм о благородных жуликах «Трест, который лопнул»18+ в 1982 году снял Александр Павловский. Ведущие роли в нём сыграли Леонид Куравлёв, Михаил Светин, Владимир Басов — и, конечно, Николай Караченцов, исполнивший большую часть песен.
Покойного Караченцова Дунаевский называл одним из троих своих лучших друзей. В девяностых он написал для сольного альбома актёра десять песен на стихи Ильи Резника.
Советская версия сказки «Мэри Поппинс, до свидания»0+, снятая по произведениям Памелы Трэверс о волшебной няне, вышла на телеэкраны в 1983 году. Над песнями к этом фильму Дунаевский работал с поэтом Наумом Олевым, уже знакомым ему по «Тресту, который лопнул».
В девяностых Дунаевского услышать в кино можно было чуть реже. Самые значительные его работы этого периода написаны для новых фильмов о мушкетёрах, которые вышли в 1992 и 1993 годах. В нулевые композитор отметился в нескольких известных сериалах: «Граница: Таёжный роман»18+ и «Убойная сила»12+.
Последние на сегодня телевизионные работы Дунаевского — это детские сериалы о животных «Забезу. Уши с хвостиком»0+ и «Зебра в клеточку»0+. Оба вышли в 2021 году.
Сейчас композитор занят тем, что обучает студентов Московской консерватории. По его словам, несмотря на возраст, он чувствует себя счастливым и полным сил.
С 80-летним юбилеем Максима Дунаевского поздравили коллеги: музыканты, актёры, режиссёры.
Это настоящий композитор, который умеет свой внутренний мир при помощи гармонии передать людям.
Это щедрые подарки, за что так благодарны ему и студенты, и слушатели, и простые люди, которые откликаются на его мелодию как стадо на рожок или мотылёк на огонёк», — заявил в интервью авторам фильма Михаил Боярский.
Звонки в российских школах в декабре заменили мелодиями из балета «Щелкунчик».