13:38

Жителям Калининградской области купить субсидированный авиабилет пока сложнее, чем дальневосточникам

  1. Россия и мир
Глава «Общероссийского объединения пассажиров» Илья Зотов | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Глава «Общероссийского объединения пассажиров» Илья Зотов. Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Погоня за субсидированными авиабилетами доставила калининградцам большие неудобства. Возле авиакасс выстроились на жаре огромные очереди, многим пришлось уйти ни с чем. А в Дальневосточном федеральном округе билет, частично оплаченный государством, можно приобрести в любой момент без всякого ажиотажа. Почему жители двух самых отдалённых регионов России оказались в неравных условиях и насколько те реально различаются — в нашем материале.

О плюсах и минусах Калининградской и Дальневосточной программ по субсидированию авиабилетов рассказал «Клопс» глава «Общероссийского объединения пассажиров» Илья Зотов.  

Как это работает на Дальнем Востоке 

В Дальневосточном федеральном округе проживает приблизительно 7 873 тысячи человек. Каждый, у кого есть регистрация в любом из 11 регионов ДФО, может в течение года приобрести до четырёх билетов по специальному тарифу. Программа действует больше 10 лет и уже успела хорошо себя зарекомендовать.

Предполагается, что так снизить стоимость путешествий сможет максимально большое количество людей. Но число билетов тоже ограничено, пояснил эксперт.

«Бюджет тоже имеет ограничения, деньги заканчиваются. В целом по федеральной программе на субсидирование авиабилетов предусмотрено 10,3 миллиарда на 2024 год. Из этой суммы на Дальний Восток выделяется 9,6 миллиардов рублей. На Калининградскую область — 725 миллионов», — пояснил Илья Зотов.

Разрыв в сумме кажется на первый взгляд огромным. Но на него влияет сразу несколько факторов: во-первых, численность населения в Дальневосточном федеральном округе значительно превышает калининградскую. И маршрутов, на которые распространяется господдержка, для пассажиров из ДФО 21, а из Калининграда — только 6.

Цена субсидированного авиабилета в Москву и Санкт-Петербург для жителя Дальнего Востока из Владивостока, Хабаровска, Южно-Сахалинска и Магадана составляет, в среднем, 10 000 рублей. Для тех, кто не успел его купить, есть плоский тариф, по которому цена не меняется в течение года и не зависит от других обстоятельств. Например, билет из Владивостока в Москву на агрегаторах можно найти за 15 000 рублей. А обычный возвратный вариант, как правило, там же стоит на 5-10 и более тысяч рублей дороже.

Для проживающих в Калининградской области перелёты в среднем стоят значительно дешевле — цены стартуют от 6-7 тысяч в один конец. Но и расстояния по ближайшим популярным направлениям, а это, в основном, Москва и Санкт-Петербург, у нас меньше, объяснил эксперт. 

Жители Дальнего Востока считают, что ситуация с доступностью воздушного транспорта у них тоже далека от идеальной. Елена Синельникова, которая работает в международном аэропорту Анадыря на Чукотке, рассказала «Клопс», что ещё три года назад улететь из родного города в Москву было огромной проблемой — цена билета приближалась к сотне тысяч рублей. 

«Да, сейчас можно взять всего лишь за 9-10 тысяч. Теперь я могу позволить себе летать в Москву каждый год. Но так было не всегда! Раньше и по два, и по три года не летали, ждали оплаты проезда от работодателя», — поделилась Елена. 

При этом субсидированные билеты на Чукотке можно купить только на официальном сайте авиакомпании. Чтобы выбрать удобные даты, бронировать перелёт нужно заранее. 

«Вот как только они [продажи] открываются, лучше, конечно, сразу и брать. Редко бывает, чтобы всегда были на удобные даты», — говорит жительница Чукотки.

Документы для покупки субсидированного билета в двух регионах нужны одни и те же: это регистрация по месту жительства в каком-либо из входящих в его состав населённых пунктов. Дальневосточники приобретают билеты в основном онлайн. Для калининградцев эта опция первое время после начала продаж была недоступна.

Как сделать лучше 

Глава «Общероссийского объединения пассажиров» Илья Зотов уверен, что новая субсидированная программа в Калининградской области работает достаточно хорошо. Особенно с учётом того, что скидки на перелёты в своём нынешнем виде появились меньше месяца назад. 

«Конечно, есть шероховатости, но это новый механизм для региона. В перспективе стоит увеличивать финансирование, чтобы большая часть жителей смогла воспользоваться покупкой. Также нужно, чтобы каждый имел техническую возможность успеть купить билеты не за один день, а в течение года. Думаю, система будет со временем настроена по аналогии с программой для регионов Дальнего Востока», — выразил надежду Илья Зотов. 

С 1 мая 2024 года всем жителям Калининградской области стали доступны субсидированные авиабилеты.