Эксперт центра городской антропологии КБ "Стрелка" Дарья Радченко выяснила, в чём привлекательность Калининграда, изучив популярные на YouTube ролики об областном центре. Результатами исследования она поделилась во время городского пикника на форуме "Среда для жизни" в субботу, 19 мая.
Как уточнила Радченко, за основу она брала русскоязычные видеоролики о Калининграде, набравшие более 3000 просмотров на YouTube и созданные людьми, которые переехали в город совсем недавно. Эксперт выяснила, какие ассоциации рождаются при слове "Калининград" на уровне обоняния, осязания, зрения, слуха и вкуса и что именно нужно бережно сохранить, чтобы не утратить неповторимый облик города.
Зелёный город
"Местные жители — главные эксперты местности, в которой они живут. Поэтому, прежде чем вносить какие-то изменения в жизнь мегаполиса, надо узнать мнение людей, благодаря которым он живёт. Для этого и существует городская антропология. Социологические опросы не дают такого эффекта, какой даёт изучение YouTube-роликов. В социальных сетях человек выступает и творцом, и зрителям, а по лайкам и перепостам можно довольно быстро понять, чем живет город, что осуждают и одобряют его жители.
"Всё позитивное, люди воспитанные, адекватные, особо не суетятся" — такую оценку калининградцам дают туристы и приезжие. Отзыв часто встречается на различных форумах и блогах.
Многих приезжих из большой России можно назвать "климатическими беженцами". Люди переезжают в Калининград за мягким климатом, свежим воздухом и зеленью — и не разочаровываются. Анализ видеороликов показывает, что интерес больше всего вызывают парки и скверы областного центра".
Калининград на вкус
"Я анализировала те вкусы, которые ассоциируются с Калининградом. Первый вполне ожидаемый — это вкус рыбы. Второй — менее предсказуем. Чаще всего в поле зрения авторов видеоконтента о Калининграде попадают жёлтые бочки кваса, которые появляются на улицах города с приходом тепла".
Популярен трамвай и непопулярно море
"Трамвай вызывает больший интерес у приезжих, чем все исторические памятники, которыми богат Калининград. Есть только один мегаполис на планете, где трамвай также популярен, как у вас, и это не Прага, как многие могли бы подумать, а Гонконг, где этот вид транспорта знаменит своими двухэтажными вагонами. На втором месте, конечно, брусчатка.
Когда мы изучали отзывы и видеоролики, наткнулись на интересное несоответствие. Люди говорят о городе одно, а показывают совершенно другое. Например, многие говорят о Калининграде, как о городе у моря, но самого моря на фотографиях и видео мало. Гораздо чаще и туристы, и приезжие размещают ролики с видами Преголи".
Ветер и дождь, брусчатка и орган
"Дождь, ветер, сырость и духота — такие ассоциации вызывает город. С точки зрения авторов популярных видеороликов, у Калининграда богатый звуковой ландшафт — он ассоциируется с органной музыкой, звоном трамвая, и шумом машин".
Пикник "Городские выходные" прошёл на набережной Верхнего озера. Гостей ждали фестиваль уличной еды, концерт под открытым небом и игры.