Несмотря на кажущуюся лёгкость, которая достигается благодаря упорным тренировкам, этот спорт очень сложный.
Только представьте: спортсменкам высокого класса при выполнении упражнения приходится до трёх минут находиться вниз головой под водой, задерживая дыхание и стараясь при этом не коснуться дна...
Красота требует усилий
Синхронистки учатся плавать всеми стилями. Испытывают серьёзные физические нагрузки, что требует выносливости, исключительного контроля дыхания. Ну и, конечно же, они должны быть гибкими, изящными.
– Родителям, отдающим ребёнка в синхронное плавание, надо понимать, что усилия придётся прилагать не только девочке, но и им самим, – говорит Лада Степанович, заслуженный тренер РФ, воспитавшая Наталью Ищенко, неоднократную чемпионку мира и Европы. – Кроме тренировок в бассейне и зале, придётся заниматься с ребёнком и дома – работать над растяжкой, делать шпагаты, мостики и т. д. [cut}
Травмы не страшны
При занятиях синхронным плаванием опасность получить травму невелика. Пожалуй, самое распространённое повреждение – растяжение.
Во время соревнований в бассейнах обязательно дежурят спасатели. На случай, если кто-то из девочек слишком волнуется, переоценит свои силы, чересчур задержит дыхание. Это может привести к потере сознания под водой. Но такие случаи крайне редки.
Зажимы носа позволяют им находиться под водой очень длительное время.
Шанс стать чемпионкой
В школу по синхронному плаванию принимают девочек 4 – 6 лет. Всё зависит от самостоятельности ребёнка, ведь ему самому придётся переодеваться, мыться перед бассейном и после.
В исключительных случаях принимают и детей постарше, но уже с определённой подготовкой, хорошей растяжкой, как правило, это гимнастки, акробатки.
Критерии отбора те же, что и в художественной гимнастике. Прежде всего у ребёнка не должно быть лишнего веса и склонности к полноте. Желательно, чтобы девочка была высокой, тонкокостной, с длинными ногами, узкой щиколоткой.
Тренеры часто смотрят на родителей, чтобы понять, какой девочка может вырасти – крупной или худенькой. Гибкость и растяжка тоже учитываются. А ещё нужны хороший музыкальный слух и чувство ритма.
Малыши начинают заниматься с нуля. Даже просто плавать уметь не обязательно.
Сначала детей учат плавать в бассейне-«лягушатнике» и параллельно работают над растяжкой. А когда девочки начинают чувствовать себя в воде свободно, их переводят в большой бассейн, и начинается освоение элементов синхронного плавания.
Наибольший отсев происходит в первые 2-3 года занятий.
Главная причина – не выдерживают трудностей. Причём не только дети. Бывает, что и родителям становятся невмоготу посещения бассейна несколько раз в неделю и утомительные ожидания в «предбаннике».
Разовьются всесторонне
Как известно, занятия плаванием способствуют закаливанию, прекрасно влияют на организм в целом. Кроме того, дети обожают плавать, для них это не столько нагрузка, сколько удовольствие, которое приносит неоценимую пользу здоровью.
Синхронное плавание представляет собой органичный сплав плавания, гимнастики и акробатики. Поэтому, овладевая техникой синхронного плавания, занимающиеся получают разностороннюю спортивную подготовку, учатся чувствовать себя в воде как рыбы. А также обучаются элементам хореографии, художественной гимнастики, акробатики, ритмики. Всё это способствует развитию двигательной активности и общей эстетической культуры детей.
Тренировка по синхронному плаванию, как и любая другая, начинается с разминки, разогрева мышц, подготовки к основной части. Если это тренировка в зале, то девочки занимаются ОФП, делают упражнения на растяжку, укрепление мышц, работают с утяжелителями. На занятиях по хореографии учатся двигаться красиво.
На тренировках в бассейне плавают на время.
Особое внимание уделяется упражнениям на задержку дыхания: плаванию под водой на задержке дыхания (хороший результат – 50 метров) проныром.
Кстати, сильные спортсменки могут находиться под водой по 3 минуты и более.
Как становятся звёздами
Наталья Ищенко, многократная чемпионка мира и Европы, пришла в калининградский бассейн «Юность» заниматься синхронным плаванием в 6 лет. В 14 лет её заметили тренеры российской сборной и пригласили в Москву.
– У Наташи были прекрасные физические данные для этого вида спорта, – рассказывает её первый тренер Лада Степанович. – Но главное, что её отличало от других детей, – это потрясающие упорство и трудолюбие. За 8 лет работы с ней я никогда не слышала слов «не могу», «не буду», «устала». И вообще, как показывает жизнь, большого успеха добиваются не самые способные, а самые целеустремленные и трудолюбивые.
Наша гордость
В Калининграде синхронное плавание начало развиваться в 1990 году, когда в наш город приехала выпускница института Лариса Шальнева. Она и заложила в Калининграде основу будущей школы, обучила тренеров. Сейчас Лариса живет в США.
Калининградских девчонок тренируют Лада Степанович, Мария Яковлева, Людмила Мизина и хореограф Светлана Устюгова.
У нас есть и «звёздочки». Это, к примеру, 15-летние мастера спорта Настя Русакова, Лена Ермакова, Регина Гумирова.
12-летняя Аня Бачинская в нынешнем году великолепно выступает. Она стала победительницей открытого первенства Москвы, заняла второе место в открытом первенстве Южного федерального округа и третье – в первенстве Южного округа.
А дуэт Ксения Овсянникова, Марина Никитенко и Ангелина Батьянова (две выступают, третья – запасная, награды получают все) стал третьим призёром открытых первенств Московской области и Северо-Западного федерального округа. Девочкам всего по 10 лет.
Плаваем по правилам
Бассейн
Для соревнований по синхронному плаванию бассейн должен быть размером не менее 20 х 30 метров, при этом на площади 12 х 12 м глубина должна быть не менее 3 м. Температура воды должна быть 26 ± 1 °С. Вода должна быть прозрачной от поверхности до самого дна, чтобы обеспечить видимость при оценке выполнения элементов.
Соревнования
Соревнования состоят из технической (обязательной) и произвольной программ. В первом случае спортсменки выполняют определённые элементы в установленном порядке. В произвольной программе никаких ограничений на музыкальную или хореографическую композицию нет.
Судейские оценки в синхронном плавании схожи с оценками в фигурном катании. Жюри, оценивающее действия спортсменок, состоит из двух групп судей по пять человек в каждой: одна группа оценивает технику выполнения программы, а другая – артистичность.
Максимальная оценка – десять баллов. В зачёт идет по 50 процентов оценки от технической и произвольной программ.
При выполнении технической программы движения спортсменки должны быть медленными, гибкими, уверенными и точными.
В произвольной программе оцениваются правильность выполнения, сложность, в дуэтах и группах – синхронность.
Высокие оценки получают спортсменки, которые работают как можно выше над водой (выше выпрыгивают, тянут ноги). Также очень ценятся разнообразные вращения.
Вехи истории
Синхронное плавание – молодой вид спорта. Оно зародилось в Канаде в 20-е годы прошлого столетия и было известно как водный балет. В следующем десятилетии оно распространилось в США.
В 80-х годах мужчины имели возможность принимать участие в официальных соревнованиях вместе с женщинами в составе смешанных пар. Позже МОК определил синхронное плавание как исключительно женский спорт, и мужчин из него «попросили».
Показательные выступления в синхронном плавании появились на Олимпийских играх еще в 1948 году и оставались на них в этом качестве целых 20 лет.
Лишь в 1984 году на играх в Лос-Анджелесе они получили статус полноправного олимпийского вида спорта: тогда были представлены одиночные и парные соревнования.
В 80-е годы в призёрах постоянно были представители США, Канады и Японии. Но после 1996 года первенство захватила Россия.
Сегодня синхронное плавание развивают 86 стран мира. Оно включено в программу чемпионатов мира по водным видам спорта (соло, дуэты, группы и комбинация) и Олимпийских игр (дуэты и группы). По такой схеме олимпийские состязания стали проходить с 1996 года.
Спортсменки тренируются в обычных плавательных купальниках, шапочках и очках, позволяющих свободно открывать глаза в бассейнах с хлорированной водой.
А выступают – с красивыми причёсками и без очков. Как же это им удается?
Оказывается, причёски синхронисток сохраняются в первозданном виде, несмотря на многократные ныряния, благодаря ... желатину.
Перед выступлением спортсменки наносят на волосы «маску» из желатина, разведённого горячей водой. Волосы становятся блестящими и не теряют форму.
Кстати, желатин для волос не только безвреден, но даже очень полезен. В этом качестве его используют не только в России, но и во всем мире.
Для того чтобы выступать без очков, спортсменки примерно за 2 недели до соревнований обходятся без них и на тренировках. За это время они привыкают открывать глаза под водой. Возможное раздражение глаз снимается с помощью специальных капель.
Купальники для выступлений украшаются пайетками и стразами. Синхронистки используют влагостойкую косметику. Дети, как правило, тушь не применяют, красятся только жирными, не растекающимися в воде тенями.
Музыка стихии
Синхронное плавание – «ювелирный» вид спорта: нужно внимательно слушать музыку, чтобы выполнять элементы синхронно, а вода, как известно, приглушает звук. Как же это синхронисткам удается?
Эта проблема обычно решается благодаря специальным динамикам, которые позволяют слышать музыку даже в воде.
Но в нашем бассейне спорткомплекса «Юность» динамик сломался, и теперь на занятиях тренеры отбивают ритм, стуча по бортику бассейна...
А наши юные спортсменки зачастую на выездных соревнованиях впервые делают свои упражнения под музыку.
Адрес школы: Калининград, Дворец спорта «Юность», тел. 53-45-05
Комментарий специалиста
Синхронное плавание способствует закаливанию организма, укрепляет иммунитет.
Особенно велико оздоровительное воздействие на интенсивно развивающийся детский организм.
Занятия этим видом спорта способствуют формированию «мышечного корсета», предупреждению искривлений позвоночника, устранению повышенной возбудимости и раздражительности у детей. Развивается сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость.
В воде человек находится в состоянии гидростатической невесомости, что благотворно влияет на организм:
•разгружает опорно-двигательный аппарат; создаёт условия для корригирования нарушений осанки;
•гармонично развивает все мышцы;
•увеличивает подвижность суставов;
•помогает восстановлению после травм;
•нормализует вес.
При полном погружении в воду тело человека испытывает гидростатическое давление.
Это способствует:
•развитию дыхательных мышц, увеличению жизненной ёмкости легких;
•улучшению работы сердечно-сосудистой системы (укреплению сердечной мышцы, повышению тонуса сосудов).
Вода тонизирует нервную систему, массирует кожу, активизирует функции внутренних органов.
Консультант – В. А. Панин, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой медико-биологических дисциплин факультета физкультуры и спорта РГУ им. Канта, профессор МСАН