17:59

На "Балтийских сезонах" показали спектакль "Женитьба"

  1. Новости
Широко известно изречение, что хорошее дело браком не назовут. Всем известна гоголевская история о безвольном надворном советнике Подколесине, который, не слезая с дивана, вдруг захотел стать женатым человеком. Единственным достоинством потенциального жениха было одно – дворянский титул, что и соблазнило единственную якобы подходящую ему невесту Агафью Тихоновну.
 
История о горе-женитьбе облетела сцены всех театров, а фильм Виталия Мельникова и вовсе покорил зрителей: режиссер сумел сохранить главное – тонкую насмешку, свойственную Гоголю. У Арцибашева "Женитьба" - скорее, фарс. Как, например, фильм Владимира Меньшова "Ширли-мырли", в котором, по странному совпадению, Арцибашев сыграл роль работника ЗАГСа.
 
На сцене – пара стульев, софа, трюмо (оно же – окно) на фоне горшков с цветами, не понятно, зачем и откуда взявшимися - как и женихи. То и дело звучат русские песни и романсы, добавляя  гротеска постановке.
 
Режиссёр превратило героев комедии Гоголя в карикатуры: сваха (Светлана Немоляева) беспрестанно кудахчет так, что зрителям сложно различать слова, один из женихов по фамилии Яичница (Дмитрий Прокофьев) дарит невесте (Галина Беляева) яйцо, а сама невеста чопорно восседает на стуле, "высиживая" решение, за кого же выйти замуж. Арцибашев всячески подчеркивает абсурдность такого сватовства.
 
Женихи, в ряд сидящие на софе, то и дело прыгают выше головы: каждый силится показать, что он лучше, достойней, "всех румяней и белее", чем совсем сбивают с толку глуповатую и флегматичную невесту.
 
Единственный персонаж, который не вызывал раздражения на протяжении спектакля – друг Подколесина (Игорь Костолевский) Кочкарев (Михаил Филиппов), который в режиссуре Арцибашева на фоне остальных кажется менее гротескным. В балагане, творящемся на сцене, Филиппов мастерски ведет тонкую роль свата.
 
Кульминацией происходящего, по замыслу Гоголя, становится сцена выбора жениха. Однако чем ближе спектакль подходил к своему завершению, тем больше он терял свою яркость. Актёры больше напоминали лихорадочно дёргавшихся марионеток, в беспорядке выкрикивавших реплики.
 
И вот, когда зёрна отсеяны от плевел, Подколесин-Костолевский начинает неспешно рассуждать о счастье быть женатым, плавно переходя к тому, что вроде ему это и не нужно. И находит выход из дома и положения - через окно, как и задумал великий Николай Васильевич. Оставшиеся в зале зрители (некоторые ушли в антракте) вздохнули с облегчением. Они шли "на классику", а пришли в балаган…