10:16

Трагедия в Балтийском море: четырех рыбаков погубила метровая волна?

  1. Новости

Утром в минувшую субботу четыре рыбака на катере "Марин-530" вышли за треской в море в районе поселка Филино Зеленоградского района. Около 13 часов с ними пропала связь – до мужчин не смогли дозвониться жены. К девяти вечера родственники забили тревогу...

Руководство поисковыми работами взял на себя морской спасательный координационный центр "Калининград". Он управляет всеми спасательными операциями, которые происходят в море. Спасатели тут же оповестили все суда, которые находились в море в тот момент. Был шанс, что кто-то что-то увидит за бортом.

Однако непосредственно поиски решили начать уже на следующий день. Высылать спасателей в ночное волнующееся море не стали. В воскресенье утром собрали все силы: 18 единиц техники, в том числе два вертолета, шесть катеров, 68 человек личного состава.

В 10 часов утра вертолет обнаружил перевернутую лодку, а позже и тела всех четырех рыбаков.

В Филино рыбаки прибыли на "Ауди" с прицепом, автомобиль позже нашли на берегу. Как удалось узнать, одним из погибших был помощник калининградского транспортного прокурора 27-летний Александр Дубчак. С ним вместе были его отец, 57-летний Виталий Дубчак, а также Сергей Гордиенко (51 год) и 30-летний Денис Мураховский. На месте трагедии работал сотрудник Светлогорского межрайонного следственного отдела. Предварительной причиной гибели рыбаков названо переохлаждение, из-за чего именно перевернулся катер, пока не известно.

– Проводится доследственная проверка, – добавили в региональном Следственном управлении. – В дальнейшем ее материалы будут переданы в Северо-западное следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Почему перевернулись

Что же послужило причиной трагедии? Окончательные выводы сделают следователи, но по одной из версий судно перевернулось из-за волн.

– Погода в субботу была неплохая. Температура + 7 + 11 градусов, ветер юго-западный 4-8 метров в секунду – казалось бы, не много, – говорит Сергей Туганов, заместитель главного государственного инспектора по маломерным судам Калининградской области. – Волнение моря составляло около одного балла, но реально высота волны доходила до метра. Это еще хуже, чем ветровая волна, которая для судна не помеха. А вот метровая большая волна – уже препятствие.

Есть предположение, что рыбаки разогнали катер и "воткнулись" в такую метровую волну. У судна сзади есть два пластмассовых сиденья и лавочка, на которой в этот момент могли сидеть все четверо. Если события развивались именно так, то мужчин просто скинуло за борт. А катер помчался дальше уже без них.

На подобных лодках, гидроциклах и прочих плавсредствах есть нехитрый механизм для экстренной остановки двигателя. На руку надевается шнур, который ведет к приборной панели, и если человек выпадает за борт, двигатель глохнет. Но, по словам спасателей, шнура ни у одного из рыболовов на руке не было. В замке зажигания катера торчал ключ. Скорее всего, неуправляемое судно перевернулось, напоровшись на очередную волну.

Если бы рыбаки перевернулись вместе с лодкой, кто-то попал бы под судно, были бы травмы, повреждения. Винты мотора ведь продолжали работать. Однако все тела были без повреждений. Да и катер был целый, как новенький.

– Температура воды + 10 градусов. При такой температуре даже очень здоровый человек выдержит не больше 25-30 минут, – говорят спасатели МЧС.

Ушли на глубину

Специалисты уже проверили документацию на катер. Все бумаги оказались в порядке.

– Катер был официально зарегистрирован, права на его вождение у хозяина имелись, – говорит Сергей Туганов. – Пять человек – допустимое количество людей на борту. В данном случае на катере было четыре человека.

Но важный момент – поведение на катере. Люди и вещи не должны находиться на одном борту, чтобы не произошло перевеса. В противном случае волна перевернет лодку.

Все калининградские морские рыболовы знают эти правила. Мы поговорили с одним из рыбаков, который специализируется на ловле трески в Балтике.

– Сейчас 99 процентов рыбаков соблюдают правила, все серьезно относятся к мерам безопасности. На борту есть сигнальные ракеты, рыбаки в спасательных жилетах, – говорит рыбак Виталий Иванов. – Обязательно нужно быть трезвым. Желательно выходить в море двумя компаниями. На двух лодках. Вдруг мотор заглохнет или кому-то плохо станет? Да мало ли что в море случиться может! Второй катер с друзьями на борту не помешает. Нужно помнить и о мобильном телефоне. Я, например, купил себе специальную модель мобильника, который не промокает. С ним и чувствуешь себя увереннее. Ведь если обычный телефон положить в пакет, нет гарантии, что он в нем не промокнет.

Поселок Филино – популярное место для ловли трески. Там удобный съезд, на котором с бетонных плит лодку можно спустить даже на легковом автомобиле. В море удобная бухта, вот и едут туда рыболовы со всей области. Как медом их туда тянет.

Лодку нашли на расстоянии в 15 километрах от берега в 20 километрах от мыса Таран.

– Треска пошла, но под берегом она не сидит, ее искать надо, – говорят опытные рыболовы. – В трех километрах от берега, где глубина 16-24 метра, треска не ловится. Все уходят на расстояние 10 километров, на глубину 50-60 метров и ловят там.

Говорят, в этом году рекордами Балтика не балует. Редко кому удается выудить треску под десять килограммов. В основном клюет рыба от двух до пяти кило весом. По морским меркам это средненький результат. Жаль, что из-за него кто-то расстается с жизнью.

Комментарий специалиста

Валерий Зимайло, директор компании "Фишбот", рыболов, специалист по моторным лодкам:

– Длина катера, который потерпел крушение – 5,3 метра, ширина – 2,2 метра. Такого размера катер не подходит для морской рыбалки. Он слишком мал и не предназначен для выхода в море на большие расстояния. Лодка скоростная, расстояние не чувствуется, и уйти можно достаточно далеко при отсутствии волнения. А уходить далеко от берега – большой риск, нужно быть очень внимательным. Этот катер годится для внутренних водоемов.

Половина такого катера занимает каюта. Места для людей там мало, чтобы правильно разместиться и уложить вещи. И тяжелый мотор и бензобак, и люди – все в корме.

Подобные катера редко, но переворачиваются. Например, это может произойти в сильный ветер возле берега, где волны становятся большие и закручиваются. Был случай, когда в Калининградском канале шел катер. Вода гладкая, волн нет. А навстречу ему шел буксир, после него пошли волны. Люди на катере потеряли бдительность, встали лагом к волне и перевернулись. Тогда никто не погиб.

Считаю, что самые безопасные и подходящие суда для морской рыбалки – плавсредства с надувными бортами. Они не валкие, не переворачиваются в принципе, риск очень мал.