17-летний житель г. Пионерского Кирилл Голощапов пропал без вести 9 января. 25-летний Роман Баткаев ушел из дома и не вернулся 15 января. Мы писали о них в «СК» № 5, 30 января.
Прошло две недели, но утешительных новостей нет.
- В милиции сказали - версию о смерти мы не рассматриваем. Это успокаивает, - говорит мама Кирилла Нина Николаевна. - Меня даже расспросили о том, что рассказали гадалки. Говорят, сына видели на косе. Эту информацию милиция тоже проверяет.
- От милиции мы уже ничего не ждем, - с сожалением говорит Виктор, друг Романа Баткаева. - Ходим по гадалкам (что еще остается?!) - они говорят, что Рома жив, но, возможно, от удара по голове потерял память. Нам звонили люди, которые видели Рому в Калининграде в компании каких-то людей. Другой информации пока нет.
На днях в «СК» обратился мужчина, у которого бесследно исчез брат - 37-летний Эдуард Шалака. 24 ноября он уехал из дома в п. Рыбачий к друзьям в Мамоново и не вернулся.
- Он был в гостях у друзей вместе с девушкой, - рассказывает Вадим. - Эдик вышел на улицу покурить и пропал! На нем были черные джинсы, ботинки и белый пуловер, куртка осталась в квартире. Оперативники прочесали все дома в округе...
В январе уголовное дело передали в прокуратуру Багратионовского района - до сих пор никаких известий об Эдуарде нет.
Мама пропавшего 16 октября 2001 года Игоря Гребенникова провела целое расследование - никакого результата не дали даже шесть обращений в Генпрокуратуру.
- У сына был магазин запчастей, - рассказывает со слезами Людмила Воронина. - Игорь должен был взять ссуду у частного лица в Литве - $50 тыс. на развитие магазина. Из поездки он не вернулся. Последним человеком, с которым встречался Игорь, был Леонид Паршуков (клички Леня Питерский или Лысый). На тот момент он находился в федеральном розыске за убийство пенсионеров Путятинских в Калининграде. Паршуков назначил сыну встречу в Каунасе.
Мама Игоря узнала об исчезновении сына через два дня. Подняла на ноги правоохранительные органы Литвы и Калининграда. Через месяц Паршукова задержали. Литовские власти предъявили ему обвинения в преступлениях, совершенных на территории республики (подозревали в заказных убийствах, в том числе президента федерации бокса Литвы Ремигиюса Дашкявичюса).
Во время следствия Паршуков признался в непреднамеренном убийстве Игоря - якобы он случайно ударил его, а труп выбросил в реку Нерис. Он даже указал полицейским место. Но позже от показаний отказался…
Мама Игоря инициировала поиски тела сына.
- Мы просеяли реку от места, которое указал Паршуков, до самой плотины, - плачет мама Игоря. - Нашли шесть трупов людей, которых искали годами. Следов Игоря не было - не нашлось даже пуговицы с его одежды.
В результате литовский суд приговорил Паршукова к 4 годам лишения свободы за непредумышленное убийство и хранение оружия и патронов, изъятых у него при задержании.
В феврале 2005 г. Паршукова экстрадировали в Калининград. Из литовской тюрьмы он сразу отправился на скамью подсудимых за убийство пенсионеров Путятинских. Областной суд приговорил его к 18 годам лишения свободы. Место и обстоятельства убийства Игоря Гребенникова так и остались загадкой для его матери.
- Я хочу знать - умышленное ли это убийство и найти сына - живого или мертвого, - продолжает Людмила Александровна. - Сразу после исчезновения Игоря его сотрудники разъехались на ПМЖ за границу. Внятных объяснений с них не брали. После исчезновения Игоря они забрали из магазина товара более чем на $ 60 тыс. Недавно я узнала, что в Голландии от имени сына заключали контракты…
Все эти факты Людмила Александровна рассказывала следствию. Она 6 раз обращалась в Генеральную прокуратуру, дважды ездила туда лично. Писала Президенту Владимиру Путину, но обращение снова отправилось в Генеральную прокуратуру. Мама Игоря предлагала полностью оплатить поиски, за границей она нашла всех причастных к делу, выдвигала следствию разные версии, но и это никому не было нужно.
- В Калининграде к прокурорам и помощникам я обращалась по 2-3 раза в год, - плачет Людмила Александровна. - Мне объясняют: зарплата у следователей маленькая, а загруженность колоссальная. Но какое мне до этого дело?! Сына никто не ищет!
Уголовное дело по статье «убийство» было возбуждено, но его постоянно приостанавливают…
Что говорят в следственном управлении?
По словам пресс-секретаря Марианны Андрюшановой, 8 февраля возбуждено уголовное дело по факту исчезновения Кирилла Голощапова. Его расследует Светлогорский следственный отдел.
По факту исчезновения Романа Баткаева в январе 2008 года возбуждено уголовное дело по статье «Убийство». Дело расследует Гурьевский межрайонный следственный отдел Следственного управления по Калининградской области.
Проведена проверка по заявлению об исчезновении жителя Зеленоградского р-на Эдуарда Шалака - объективных данных, что он стал жертвой преступления на территории Багратионовского р-на, нет. В возбуждении уголовного дела отказано.
Что касается Игоря Гребенникова: 11 марта 2003 г. суд Литвы приговорил Паршукова к 4 годам лишения свободы за убийство по неосторожности Гребенникова и незаконное хранение оружия и боеприпасов. Приговор литовского суда вступил в законную силу - виновным в убийстве признан Паршуков. В 2005 г. его экстрадировали в Калининград.
Кроме того, все эти годы следователи прокуратуры и Следственного управления по Калининградской области отрабатывали все возможные версии безвестного отсутствия Игоря Гребенникова, в том числе и организацию его убийства на территории Калининградской области. Однако это не подтвердилось. Уголовное дело, возбужденное в отношении Паршукова в Калининграде, прекращено 29 января 2008 г. в связи с тем, что за убийство Гребенникова он осужден в Литве.
Ольга Запивалова, zapivalova@yandex.ru