< < Крыша покрыта гибкой черепицей.
Наши гости:
Андрей Антоненко – специалист по коттеджному и малоэтажному строительству компании «Технониколь».
Алексей Любятинский – специалист по промышленному и гражданскому строительству компа-нии «Технониколь». Компания занимается поставкой гибкой черепицы российского производства под торговой маркой «Шинглас» и TILERCAT.
Юрий Николаев – генеральный директор ТД «Профиль». Компания поставляет на калининградский рынок металлочерепицу польского производителя BLACHY PRUSZYNSKI, а также классическую металлочерепицу типа Monterrey местного производства.
Шамиль Акманов – генеральный директор ООО «Балтийский камыш». Компания является монополистом на калининградском рынке по изготовлению крыш из камыша и дерна.
Юрий Светов – генеральный директор ООО «СветовСтрой». Компания занимается поставкой керамической черепицы австрийского производства Tondach и итальянского рубероида «Нордбитум».
Игорь Белый – официальный представитель итальянского концерна TEGOLA в Калининграде. Концерн является одним из ведущих европейских производителей гибкой черепицы на битумной основе.
Редакция: – Можно ли в нашей области говорить о традиционном кровельном материале, популярном и проверенном временем?
Юрий Светов: – Если под традиционным понимать исторически используемый материал на этой территории, то это керамическая черепица. В Пруссии практически все жилые дома имели глиняные крыши. Три года назад на уровне муниципалитетов начала развиваться тема восстановления крыш старых домов традиционным материалом, а именно керамикой. В Калининграде эта программа действует. В частности, наша компания «СветовСтрой» поставляла керамику для кровли зданий областной думы, администрации Октябрьского района, гостинцы «Москва». В последние годы сегмент керамических крыш в Калининградской области демонстрирует устойчивый рост. Многие застройщики, в том числе и индивидуальные, используют керамику, несмотря на ее относительно высокую стоимость. В среднем на кровле индивидуального дома разница на материале между гибкой и керамической черепицей – 20–30 тыс. рублей плюс работа.
Юрий Николаев: – Если ранжировать кровельные материалы по частоте применения, то картина будет следующей: металлочерепица, мягкая кровля, керамическая и экзотические варианты, такие, как камышовые крыши. Металлочерепица лидирует за счет применения на многоэтажных жилых зданиях. Гибкую черепицу на них практически не используют из-за высокихтребований пожарной безопасности (хотя класс горючести битумной черепицы Г3 допускает подобное применение). Керамику не все застройщики финансово тянут – на частном доме может разница в цене материалов и работы не так и весома, но на объемах 1500–2000 кв.м это уже значительные деньги.Действительно, тенденция такова, что доля керамики на рынке растет, но и доля битума и металла не уменьшается. Рынок переформатировался, все реже используются дешевые материалы типа «Ондулин», практически совсем с рынка ушел шифер.
Ред.: – Насколько технологичны инадежны материалы, которые «держат» рынок?
Юрий Светов: – Говоря «традиционный» кровельный материал – это не значит, что керамическую черепицу делают и укладывают точно так же, как 100 лет назад. К примеру, немцы укладывали почти сырую черепицу, и она принимала свою окончательную форму уже на крыше, поэтому старую черепицу так сложно использовать вторично, например, для реставрации архитектурных памятников. Хотя суть производства и материал остались прежними – высокотемпературный обжиг натуральной глины. Для потребителей Калининградской области мы поставляем черепицу с чешского завода. Там новые печи, новые технологии, глина высокой степени очистки. После высокотемпературного обжига она становится как фарфор, но при этом способна выдерживать высокие нагрузки – вес четырех взрослых человек. Изменился и дизайн черепицы, не говоря уж о широком спектре цветовых решений. Но калининградцы в основном верны традициям – предпочитают использовать одноволновую черепицу. Эту форму можно видеть на домах довоенной постройки.
Юрий Николаев: – Кровельные материалы находятся в постоянном развитии. Что такое металлочерепица? Листы профилированной оцинкованной стали, покрытые полимерным составом, который защищает металл от коррозии и придает цвет. Каждый год производители предлагают новые формы профиля, покрытия. Сегодня самым популярным защитным полимером считается Пурал толщиной 50 микрон (доходит и до 200 микрон). Но еще несколько лет назад стандарт был 25 микрон. Следовательно, и гарантия на металлочерепицу выросла — до 30 лет. Если говорить о перспективах, то в ближайшие 5 лет на рынке появится металлочерепица с внешним защитным покрытием, которое будет работать как солнечные батареи (опытные образцы уже существуют). Кровля не только будет защищать дом от непогоды, но и обеспечивать здание электроэнергией.
Ред.: – Подобные разработки есть у итальянской компании «Тегола», которая производит гибкую черепицу.
Игорь Белый: – Речь идет о фотогальванической черепице «Тегосолар», которая позволяет трансформировать солнечную энергию в электрическую. На битумном основании закреплен фотогальванический элемент, улавливающий энергию солнца. Полимерное покрытие, находящееся на лицевой стороне элемента, придает ему стойкость к атмосферным воздействиям. У «Теголы» очень широкая линейка битумных кровельных материалов. К примеру, кроме традиционной базальтовой посыпки есть верхний слой с содержанием диоксида титана и цинка. Это так называемая фотокаталитическая черепица, которая чистит воздух около дома. При попадании на нее солнечных лучей вредные органические соединения, летучие химические вещества, вирусы и бактерии разлагаются до воды и углекислого газа. Объекты с использование таких кровель есть в Питере и Москве. У нас пока никто не решился воспользоваться инновационными итальянскими разработками – дорого. Возможно, большим спросом будет пользоваться новинка, которая по внешнему виду и имитирует испанскую керамическую черепицу за счет своей формы и верхней посыпки. Правда, стоит она тоже недешево – 1200 руб./м2.
Ред: – Есть ли смысл в дорогих аналогах?
Андрей Антоненко: – В данном случае – это возможность создать «керамическую» кровлю на крышах сложной конфигурации, например, башенках, где настоящей керамикой работать сложно и очень дорого. Но это эксклюзивное предложение. В целом битумную черепицу можно назвать «народным» кровельным материалом. В основном она применяется в частном домостроении. Мягкая кровля привлекает покупателей прежде всего ценой и простотой монтажа (любой человек может уложить битумную черепицу самостоятельно). Двойную ламинированную черепицу, произведенную на заводе «Технониколь» в Рязани, можно купить по цене 350 руб./м2 и ниже. Мягкая черепица – это многослойный материал, в основе которого прочный стеклохолст (или стекловолокно), с обеих сторон покрыт битумом, а сверху цветной базальтовой крошкой. Есть эконом-вариант – на оксиленном битуме, есть черепица с добавлением модификатора, который дает битуму дополнительную эластичность и как следствие долговечность.
Ред.: – Самым экологичным типом кровли можно назвать камышовые и дерновые крыши. Насколько часто калининградцы используют их для своих домов?
Шамиль Акманов: – Калининградцы относятся к ним как к экзотике. Эти кровельные материалы требуют определенной эстетики здания и его месторасположения, в большей степени это загородные дома. Российский рынок камышовых крыш нельзя назвать значительным – 10–12 тыс. кв.м в год. Наша компания «Балтийский камыш» из них делает 5–6 тыс. Основной наш клиент (90%) – это Москва, остальное распределяется между Санкт-Петербургом, Уралом и югом России. В Калининграде – единичные заказы. В основном это элитная частная застройка. Если дом из кедра ручной рубки, то хозяину ничего не остается, как до конца выступать за экологичность.
Ред.: – Если кровельный материал, к примеру, битум и металлочерепица, находится в одном ценовом сегменте, как выбрать?
Юрий Николаев: – Стоит исходить из своих эстетических предпочтений. Очень часто при выборе кровли у нас ориентируются на соседа – приобретают материал по рекомендации. Хотя это не всегда верный ход. К примеру, кто-то пожаловался, что во время дождя в мансарде, покрытой металлочерепицей, очень шумно. И все, для человека этот кровельный материал «умер». Хотя металлочерепица здесь не виновата, причина в неправильно сделанных утеплении и шумоизоляции... Если вы ставите звукоизоляцию эконом-класса, например, стекловату, будьте готовы к тому, что спящих в мансарде будет будить шум дождя. Поэтому, приобретая тот или иной вид кровли, надо оценивать, во сколько обойдется устройство всего кровельного пирога.
^ Крыши покрыты металлочерепицей и керамической черепцей
Игорь Белый: – У каждого материала свои плюсы и минусы. Металлочерепица и битумная кровля – легкие, позволяют делать облегченные конструкции стен. Битумная к тому же хорошо ложится на крыши сложных форм. Плюс экономия на расходе материала – у металлочерепицы подрезок больше. Мягкую кровлю можно укладывать на крыши с углом ската 8о, металлочерпицу на крышу с наклоном от 15о, керамику – от 25о. Недостаток битумных кровель – неудобство при монтаже в холодное время года, если материал произведен на окисленном битуме, температура на улице должна быть не ниже +5оС, иначе надо делать дополнительные тепляки – укрытие с подогревом. Металлочерепицу и керамику можно укладывать почти круглый год, хотя при температуре ниже -15оС не работают, опасно обледенение.
Ред.: – Есть ли у кровельщиков понятие «сезон»?
Юрий Светов: – Осень, все стараются до зимы подвести дом под крышу, это гарантия сохранности стен и фасада.
Ред.: – Может ли домовладелецчастник самостоятельно проверить, насколько качественно делается крыша его дома?
Юрий Светов: – Мы любому заказчику дарим диск по укладке керамической черепицы, чтобы он мог контролировать ход работ, но сделать самому навряд ли получится. Это сложная работа, и экономия на специалистах дорого обходится. Кровельщик только третью керамическую крышу делает самостоятельно, на первых двух учится.
Юрий Николаев: – Настил любого кровельного материала лучше доверить профессионалу, иначе при первом сильном ветре крыша улетит. Продавцы всегда могут порекомендовать проверенных кровельщиков. Второе правило – не экономить на расходных материалах. К примеру, при укладке метлаллочерепицы по норме необходимо 6–8 саморезов на 1 кв.м. Мы советуем: «Делайте 10, это тот случай, когда кашу маслом не испортишь».
Ред.: – В Европе целые районы имеют крыши одинакового цвета, в некоторых местностях выбор кровельного материала диктует муниципалитет, чтобы добиться архитектурной идентичности.
Юрий Светов: – У нас все наоборот, главное – быть непохожим на других. Некоторые московские застройщики заказывают для своих домов черепичную крышу с покрытием сусальным золотом. И заводы вынуждены реагировать на российские запросы. Стремление выделиться есть и в Калининграде, правда, пока не в такой категоричной форме. У нас последнее слово при выборе цвета крыши остается за женой. Звучит как шутка, но на самом деле в нашем городе цвет крыши – семейное, а не архитектурное решение.
Ред.: – Что нужно делать, чтобы продлить срок службы кровельного материала?
Алексей Любятинский: – Стеклохолст, битум, базальтовая посыпка – что им может стать? Единственная проблема – со временем порастает мхом. Но эта проблема всех калининградских крыш, если только в качестве покрытия не используется единственная глазуированная керамика – на ней мох просто не успевает вырасти, смывается дождем. Если задуматься об этой проблеме, при монтаже ее можно избежать – под конек крепится медная полоса либо набиваются медные пятачки. Медь окисляется и убивает грибки и бактерии.
Юрий Николаев: – Каждую кровлю надо ежегодно осматривать, чистить от опавшей листвы. Крыша – это сложная система, поэтому на любой крыше делают ходовые мостики – для осмотра и ремонта. Металлочерепицу раз в 3–5 лет надо мыть из шланга и чистить щеткой, можно использовать любые моющие вещества. Сейчас есть специальные сетки, чтобы закрывать желоба от опавшей листвы, приспособления для защиты от птиц и молнии, Различные системы от наледи, чтобы снег и лед не создавали дополнительную нагрузку на крышу зимой. По сравнению со стоимостью крыши это не так дорого, но значительно продлит срок ее эксплуатации.
Читайте подробнее в журнале "Строю и ремонтирую"