Художник Виктор Рябинин говорит, что его работы есть реакция на музыку и поэзию, которые он считает превыше всех искусств. И тут же читает строки одного из любимых поэтов, греческого поэта, нашего современника Янниса Рицоса: «Всё таинственно – Тень от камня, Коготь птицы, Катушка ниток, Скамейка, Стихотворение…»
Мастерская-музей
Интервью проходит в его мастерской, которая представляет собой своеобразный маленький музей Кёнигсберга. Я, признаться, немного растерялась от большого количества разнообразных вещей вокруг, создающих особую атмосферу.
Среди множества предметов: пузырьков из-под духов, бутылочек, осколков старинной посуды — вдруг возникает скульптура святого Христофора, которая, по словам художника, была найдена на бывшей немецкой свалке, и теперь в качестве артефакта установлена на специальной подставке.На стенах между картин и рисунков — таблички с прежним названием улиц и эмалированные рекламные плакаты, краски которых до сих пор не утратили своей свежести. Обращаю внимание на стенд, исполненный рукописным готическим шрифтом на немецком языке. Виктор поясняет: «Изучая историю Восточной Пруссии, записываю фамилии и даты жизни художников, музыкантов, поэтов, когда-то живших и творивших на этой земле. Вот, кстати, строка из стихотворения известной кёнигсбергской поэтессы Агнесс Мигель: «О, песнь, звучавшая из затонувшей страны детства!..» В результате получилась своеобразная памятная доска и в то же время упражнение с каллиграфией».
История в дневниках
Художник показывает свои работы. Некоторые из них стоят на полу и немного запылились, но выглядят все равно завораживающе.
— В настоящее время я увлекся инсталляцией. Это сложная, кропотливая работа с различными материалами, поэтому навыки, полученные в строительном училище, в котором я учился до получения художественного образования, пригодились как нельзя кстати. Наш разговор заходит о дневниках. Это своего рода хроника в рисунках. Листаю некоторые из них, и на страницах проходят чередой изображения исторических зданий, каких-то фантастических персонажей, зарисовки природы, строки стихов, анекдотов.
— Дневники я веду уже более тридцати лет, — говорит Рябинин. — И, возможно, в будущем кое-что удастся издать. Надеюсь, что это вызовет интерес, так как в этих дневниках история моего Кёнигсберга, нашей страны и ее людей.
Записи Виктора Рябинина очень атмосферные, в них витают дух старого города, запах, звуки, и Кёнигсберг вдруг оживает... Мне захотелось привести детские воспоминания художника, потому что нет ничего понятнее и ближе любому человеку, чем картина, увиденная глазами ребенка.
ЗАРИСОВКИ ВИКТОРА РЯБИНИНА
ЕГО КЁНИГСБЕРГСКОГО ДЕТСТВА
— Ароматный запах бензина американского «Виллиса», на котором нас катали, и тупорылый «Додж» с низкими бортами кузова, в который мы могли без труда заглядывать.
— Поездка с «ветерком» в открытом кузове «Студебеккера» по разрушенному Кёнигсбергу в районе Трагхайм, мимо здания правительства Пруссии, облицованного красивой желтой плиткой.
— Вид румяного яблока, выкатившегося на тротуар из сада, окружавшего руины разбомбленного дома.
— Находки на раскопках развалин жилых домов (детские игрушки, посуда, боеприпасы и оружие). Ура! Я обладатель настоящего пистолета «Вальтер».
— Немецкий гараж из гофрированного железа, продырявленного осколками от снарядов, и в нем (о, детская радость) — черный «Мерседес», почти целый, лишь в ветровом стекле несколько дырок от пуль и спущенные шины. Мы по очереди крутим руль.
— Прогулки по кёнигсберским еще не разоренным кладбищам с их мраморными скульптурами и надгробиями, коваными ажурными решетками, словно в музее под открытым небом.
— Набеги в общественный сад за яблоками на Каштановой аллее. Рискованное предприятие, так как сад охранял сторож с ружьем.