13:24

Из эпохи Ренессанса

  1. Новости

1.jpgСюжеты картин Эгле Бабилайте словно прорываются сквозь холсты. Желание потрогать искусство руками непреодолимо. Описать технику литовской художницы трудно. На языке дилетанта — сочетание живописи и лепки. Из чего создает объемы и фактуры на своих полотнах, художница не распространяется, отшучивается: "Из всякой ерунды".

— Я сейчас живу и работаю "вахтенным методом": пару недель в Литве, пару — в Янтарном. Мы с семьей арендовали дом на самом берегу — фантастичное место. Этот рокот моря... Он мне помогает обрести себя и зарядиться энергией. Так же хорошо мне работалось только в Исландии. В Европе есть резиденции для художников, куда можно приехать и работать. Такое обучение организует Европейский профессиональный союз художников — выделяет стипендию, предоставляет место для жилья, мастерскую. По такой программе я несколько месяцев жила в Рейкьявике. Исландия меня так по голове стукнула! Ты живешь на вулкане, не зная, когда он вырвется наружу, и это постоянное напряжение природы позволяет преобразовать в искусство все, что в тебе накопилось.

 

В картинах Эгле читаются манеры фламандских живописцев. Редкий для нашего времени художественный посыл.

Несколько лет назад я попала в Страсбург, открыла для себя потрясающую живопись XV-XVI веков, обрела "учителей в рамках" — Брейгеля, Рогира ван дер Вейдена. С ними я теперь веду бесконечный диалог, но при этом создаю свой собственный разговорник. Мне неинтересно просто подражать Ван дер Вейдену, куда важнее предугадать, как он бы создал произведение, за которое взялась я. Хотя выражение лиц с его картин можно разглядеть и в моих работах.
Долгое время я не могла рисовать людей. Их лица ничего мне не говорили. Но, когда 4 года назад в моей жизни появился Скирмандас (муж), все изменилось. Мы с ним много рассуждали о пространстве, другом измерении. Но что тебе может открыть новый мир, кроме души человека, его глаз? Начала рисовать себя, ведь я могла отвечать только за свое лицо — какие чувства я переживаю и как они выражаются мимикой.
Иногда о людях легче рассказывать, рисуя животных, в моих работах часто встречаются их образы: индюк, рыба, хищная птица. И каждый раз, рисуя их, я думала о ком-то из своих близких.

5.jpgОбъемная лепка на картинах больше всего вызывает интерес зрителей. Эгле пытается объяснить, из чего все это сделано, но получается не очень...

— Я много лет искала, из чего делать объем на картинах, и создала собственную технику. В работу идут совершенно различные материалы — клей, бумага, мешковина, различные составы... Работаю без перчаток, это плохо — химия, но мне надо чувствовать. Я говорю своему сыну: "Хочешь стать художником — научись превращать в искусство даже мусор. Не загоняй себя в рамки". На каждой выставке у меня очередь в ученики. Есть вещи, которые я рассказываю, показываю. Но, если не имеешь на любой предмет свой взгляд, не создаешь свой стиль, никакая техника не поможет.

Эгле — одна из немногих, умеющая создавать не искусство для интерьеров, а искусство в интерьерах.

Мои интерьерные работы начались с того, что я старалась спрятать проблемные места, например, плинтус в офисе, и сделала его таким, что все стали обращать на него внимание. Хочется, чтобы работа с тобой говорила, чтобы зеркало иногда отвлекало человека от его внешности, позволяя заглянуть в душу. Нет, я не хочу быть моралистом, но принести в мир эстетику я стремлюсь.
Недавно мне рассказали о человеке, который здесь, в Калининграде, ищет дизайнера ковров. Это попало мне в ухо и засело в моей голове. Я люблю создавать ковры! В Литве была фабрика, для которой я разрабатывала дизайны. Мы встретились и решили создавать ковры машинного производства, но словно ручной работы. Выяснилось, что ни в России, ни в Европе нет нужного оборудования. Сначала было опустили руки, а потом решили: будем искать! Сейчас под нас один европейский завод создает эти станки. Скоро их поставят в Калининград, и мы начнем производство. Это будут ковры с пластичным трехмерным рисунком. Пока мы планировали — мой дизайн уже свистнули австралийцы и показали ковер на выставке. Я здорово посмеялась. 4.jpg

Эгле удивительна. Мне она напомнила Балтику — спокойная внешность и бушующая натура.

У меня нет дней без вдохновения. В Академии искусств, где я училась, один преподаватель (он был священником) говорил: "Не ждите, когда в вас разгорится огонь вдохновения, вы сами должны его зажечь".  Источник вдохновения — везде! Иногда иду по улице, и со мной начинают говорить фактура стен или ткань на одежде человека. С одной стороны, это дар божий, а с другой — наказание. Иногда я себя торможу: "Успокойся, замолчи. Надо, чтобы небо накопило воду, чтобы пошел дождь".