Любовь
Антонова
Дарем расположен на северо-востоке страны, в одноименном графстве, совсем недалеко от более знаменитого Ньюкастла — буквально в 10 минутах езды на поезде. Так и хочется написать про Дарем слово "типичный", потому что большинство наших представлений об Англии и англичанах, которые мы получили из классической английской литературы и кино, воплощены здесь в обыденной жизни. Домам из песчаника по 200–300, а то и больше лет, крыши усыпаны трубами, из которых по утрам идет дым (угольное отопления вовсе не редкость), брусчатая мостовая, река Уир с каменными мостами. На горе над городом возвышается древнейший замок XI века — он изображен на большинстве офортов, картин, картинок, фотографий, литографий, виденных в разных публичных местах города: от университетских кампусов до пабов. Это архитектурная доминанта, город ей подчиняется и скользит улочками вдоль остатков крепостной стены. Кафедральный собор, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, — загадочный, мистического вида, с угрожающего вида медными львиными головами на воротах, разливает колокольный звон по окрестностям. Звон, кстати, почти не слышен внутри собора — так высоко поднимается колокольня. Новые постройки в Дареме, насчитывающем чуть больше 40 тысяч жителей, тоже есть, но они так вписаны в архитектурный ландшафт, что не выделяются и не выглядят чем-то инородним. Современный многоэтажный "Рэдиссон", например, находится недалеко от старинного центра города, но все же слегка на отшибе, и оттого не портит общее впечатление, а даже его улучшает этой своей деликатностью.
Деликатность англичан — тоже из их типичных черт. Они предельно вежливы, корректны, улыбчивы, что бы ни думали о вас на самом деле, какие бы странные просьбы ни высказывались портье типа: "Я забыла в номере печеньки, не смогли бы вы их мне прислать". Легкомысленно одеты — девушки в туфлях на босу ногу в середине ноября или юноши в шортах — обычный вид прохожих.
Дарем — еще и типичный студенческий городок вроде Оксфорда. Студенты живут в кампусах на территории бывших замковых строений, переданных университету церковью. В одном из таких я была на экскурсии, где в торжественном зале для приемов, задрапированном старинными гобеленами, с огромным камином, давали торжественный обед в честь Калининградской бизнес-школы — ее слушатели проходили курс в Даремском университете.
Когда мы покидали удивительный университетский корпус — одновременно музей, библиотеку, столовую и комнаты-спальни для студентов, огромные двери двора, окруженного высокой замковой стеной, заперли, оставив открытой только железную калитку. У калитки сидели строгие дежурные и записывали имена опоздавших в толстую книгу…
Кстати, двери — очень интересная часть городской среды. Я сфотографировала подряд несколько дверей на длинной крутой улочке, ведущей из центра к университету. Каждая выкрашена в яркий цвет, причем будто бы выкрашена буквально вчера, и чем ярче, тем лучше. Красная, желтая, синяя, зеленая... Именно двери выделяются на общем фоне довольно-таки однообразной серо-коричневой цветовой гаммы. И напротив — белые оконные рамы. Тоже очень аккуратно покрашенные. Почти нигде не видно уродских стеклопакетов. Мне, и правда, это кажется очевидным: нельзя ставить пластиковые окна на старые здания, это некультурно, это нарушает визуальную экологию. Англичане, судя по всему, не были подвержены этой новодельной моде — выкинуть деревянные, хоть и не такие функциональные, рамы и поменять их на мертвый пластик. Консерватизм — да. Традиции —очевидно. Как в известной пословице о том, как вырастить английский газон. Стричь сотни лет... Вот именно так — не портить то, что было сделано когда-то, а ухаживать за ним… Просто обратите внимание, много ли деревянных рам осталось в Калининграде в старых немецких домах. О дверях можно и не вспоминать.
Как добраться:
Авиарейсы до Лондона есть в ближайших аэропортах: Гданьске, Варшаве, Каунасе, Вильнюсе, Риге. Из Лондона до Дарема можно за 3 часа доехать на поезде с вокзала King’s Cross. Или на автомобиле, но тогда дорога займет 5 часов.