15:54

Нынешний год – юбилейный для нашей «драмы». Исполняется 70 лет с тех пор, как созданный в Калининграде театр показал первый спектакль

  1. Новости
Текст: Владислав Ржевский
Фото: Роман Городко, из архива автора
 
Когда говорят пушки, музы молчат. Но рано или поздно орудия затихают. И тогда вновь становятся слышны звуки мирной жизни. На истерзанной войной земле бывшей Восточной Пруссии большинству людей было не до муз. Началось трудное строительство новой жизни. Однако умные головы понимали: в такие времена особенно важна культура. Она помогает порой получше усиленного питания. Ибо не хлебом единым жив человек. Так что в разоренном войной янтарном крае не только восстанавливали заводы, дома, латали дороги. Открывались школы и библиотеки. А потом очередь дошла и до театра.
 
Время снимать погоны
Вообще новая театральная жизнь началась уже вскоре после войны – 
30 сентября 1945 года в тогда еще Кенигсберге открылся Театр Красной Армии. В 1946-м РККА переименовали в Советскую Армию. Соответственно, переименовали и калининградский театр. Но он все равно оставался 
специфическим учреждением культуры «в погонах». А городу требовался классический театр.
И в Москве было решено направить в Калининград труппу, сформированную из молодых артистов, окончивших в 1947-м Государственный институт театрального искусства имени Луначарского, 37 актеров плюс персонал, всего – полторы сотни человек. А разместиться новый областной драматический театр должен был в здании, где располагался армейский храм Мельпомены. Дом этот сохранился. Его нынешний адрес: Советский проспект, 184. А находится в нем теперь областной радиотелевизионный передающий центр.
 
 
Отступали вместе с батареями
Бывшая Восточная Пруссия первое время была особым военным округом. Люди в погонах чувствовали себя здесь хозяевами. И когда создаваемые в молодой области гражданские органы власти стали расправлять плечи, нередко возникали конфликты.
Вот и тут без скандала не обошлось. Отступая с «позиций» на Советском проспекте, военные вывезли из здания все, что было можно. После чего еще и отопительную систему взялись разбирать. Главе обкома даже пришлось отбить в Ригу телеграмму командующему Прибалтийским военным округом. Мол, прошу передать здание, а также вернуть вывезенное оборудование и имущество…
Будучи еще в Москве, новая труппа подготовила семь спектаклей. Для всех постановок в столице были сделаны декорации и костюмы, которые привезли с собой. А начать решили с драмы Константина Симонова «Парень из нашего города». Впервые спектакль был показан 
21 октября 1947 года.  Зрители  приняли его на «ура». Этот спектакль прошел и 6 ноября, в день официального открытия облдрамтеатра.
 
 
Мы бродячие артисты…
Как водится, на торжестве говорилось, что театр обрел дом. Хотя все понимали: эта крыша над головой – временное пристанище.
Однако найти другое здание – более подходящее и не на отшибе – оказалось непросто. И шло время, но продолжались «временные трудности». Так, в конец Советского проспекта по-прежнему трудно было добраться. Окрестности и вход в театр не освещались. Потому на встречу с прекрасным люди шли почти 
наощупь, спотыкаясь и наступая в лужи. В холодное время внутри было ненамного теплее, чем на улице. А в буфете порой не имелось не то что столиков – даже стаканов…
Впрочем, убогий буфет, где за неимением других напитков употребляли пиво «из горла» и стоя, – дело десятое. Куда большую тревогу вызывало то, что сам «очаг культуры» едва тлел. У себя почти не играли, назначенные спектакли часто отменялись. То из-за холода в зале, то из-за отсутствия электричества. Так что в основном работали на выезде, где придется, на еще менее приспособленных сценах.
Театр превращался в бродячую труппу, колесившую по области. Немудрено, что многие артисты уезжали в другие регионы. Здесь они не видели для себя перспектив, не хватало сил терпеть творческие и бытовые неурядицы.
 
На Бассейной остановка
Лишь весной 1949-го «драма» наконец получила новый дом на улице Бассейной (потом в этом здании будет располагаться студия областного телевидения, затем – Музыкальный театр). Однако сразу перебраться в бывший клуб торговых моряков было невозможно. Помимо ремонта, там требовалась серьезная реконструкция.
Если верить местной печати, к новому храму Мельпомены было особое внимание, работы велись «с напряжением». Несмотря на это, объект был готов только через год. И пока шла реконструкция, труппа ютилась в нынешнем Доме офицеров.
Открытие первого сезона на Бассейной состоялось 23 сентября 1950 года спектаклем по пьесе Бориса Лавренева «Голос Америки». Здесь всем было комфортнее. И добираться стало проще. Вместе с тем опять было ясно: этот дом – тоже временное пристанище. И пора решать этот вопрос. Когда же дойдут руки до самого подходящего объекта – здания бывшего немецкого театра напротив памятника Шиллеру?
 
Новый театр на старом месте
Взяться за эти развалины власти хотели еще в 1947-м, когда и началось создание «драмы». Однако выбить средства на дорогостоящее строительство никак не удавалось.
Дело сдвинулось с точки лишь в 1952 году, когда Калининград, заручившись поддержкой в столице, выдвинул предложение строить новый театр «всем миром». Сегодня с помощью средств дольщиков возводят жилые дома. А тогда в их роли выступил целый ряд союзных министерств и примкнувший к ним Совет Министров РСФСР.
Кто-то выделял миллион «тех еще» рублей, кто-то – два, а кто-то – все четыре. Конечно, эти деньги могли пойти на строительство жилых домов. Но – затягивали потуже пояса, отдавая средства на ту самую красоту, которая требует жертв.
Проект делался в Московском институте «Гипротеатр». И в октябре 1953-го архитектор Петр Кухтенков приехал в Калининград, чтобы представить свою работу. Как он подчеркивал, «новое театральное здание будет и по внешнему облику, и по внутреннему оборудованию коренным образом отличаться от старого немецкого сооружения».
Проект успешно прошел согласование в области и был направлен на утверждение в Министерство культуры СССР. А уже вскоре началась реконструкция. Увы, сам процесс шел медленно. Причем что-то по ходу меняли, от каких-то «излишеств» вовсе отказались. В частности, обошлись без скульптур, которые планировалось установить по бокам от входа и на портике фасада.
К слову, многие уверены, что нынешнее здание облдрамтеатра – заслуга в первую очередь Балтийского флота. В 50-х в нашем театре служила Кира Головко – актриса МХАТ и супруга тогдашнего командующего БФ Арсения Головко. Вот и говорят: мол, «адмирал построил для жены театр».
Косвенным подтверждением этому была доска с благодарностью военным строителям, которая раньше висела на стене «драмы» (в ходе ремонта к 750-летию города ее сняли). Зодчие в погонах действительно участвовали в возведении этого объекта. Однако были отнюдь не единственными участниками процесса. Не говоря о том, что «рулили» там все-таки гражданские власти.
Что же касается «адмиральской» версии – проверки фактами она не выдерживает. В 1957 году адмирала Головко перевели в Москву. С ним уехала и его жена, вернувшись в МХАТ. При этом здание нашего театра было сдано лишь в 1960-м.
Впрочем, когда Головко жили еще у нас, дела на театральной стройке тоже шли не очень. В 1956-м этот объект даже объявили «народной стройкой». Призыв помочь нашел отклик в сердцах горожан – кто только не побывал на здешних «субботниках» (они проходили в любой день недели). Правда, строительство все равно тянулось еще целых три года…
 
За далью – даль
Как тогда было принято, открытие театра приурочили к дате. А именно – к 90-летию со дня рождения Ленина. 22 апреля 1960 года сначала состоялось торжественное заседание, посвященное юбилею Владимира Ильича. А затем был показан первый спектакль. Для премьеры выбрали пьесу Николая Вирты «Дали неоглядные».
Коллектив нашей «драмы» сегодня считается одним из лучших среди провинциальных театров. А театральное здание – одним из самых красивых в Калининграде. Разве не правы оказались те, кто когда-то настоял на том, что красота требует жертв?