А из вашего окошка - только улицы немножко…
Я едва не пропустила свою остановку. Когда механический голос монотонно произнес "Остановка "Центральный рынок, следующая остановка…" и двери троллейбуса с лязгом распахнулись, я все еще сидела на своем месте. Пришлось совершить небольшой рывок и, пробежав полсалона, выскочить на улицу вместе с несколькими такими же, как я, запоздавшими, пассажирами.
Я, быть может, и не проворонила бы свою остановку, если бы заранее увидела приближающийся знакомый силуэт рынка. Но окно, возле которого я сидела, было наглухо заклеено снаружи огромной рекламной наклейкой. Так что вместо улицы я видела то ли голову, то ли еще какую-то часть тела женщины, осчастливленной покупкой квартиры в новом жилом комплексе.
Будь это солнечный яркий день – было бы еще полбеды, но зимой в 8.30 троллейбус был погружен в полумрак – как будто окон в нем и вовсе не было. Кстати, как оказалось, не я одна стала жертвой наружной рекламы. "Вывалившаяся" передо мной из троллейбуса бабушка описала ситуацию с рекламой на транспорте в Калининграде одной верной и емкой фразой: "Ни черта не видно!"
Как выяснилось, рекламным носителем, вернее, "возителем", был троллейбус МКП "Калининград-ГорТранс". Старательные рекламщики умудрились заклеить рекламой три из 6 окон на одной стороне троллейбуса и два из шести - на противоположной. И, судя по всему, это проблема не только троллейбуса моего маршрута.
Еще на одном новеньком троллейбусе, купленном не так давно за счет бюджета, тоже, кстати, для "Калининград-ГорТранса", оказалась заклеенной полностью центральная часть между дверями. От пола до крыши, без малейшего просвета. То есть троллейбус теперь выглядит так: "кабина водителя – дверь – реклама – задняя дверь". И как хочешь, так и ориентируйся.
Почти такая же беда и с новехоньким трамваем, купленным в Польше, и еще с несколькими автобусами и троллейбусами. Выяснить, сколько всего транспортных средств "Калининград - ГорТранса" превратились в передвижные баннеры, не удалось. В течение пяти дней секретарь руководителя предприятия Анатолия Мухомора не могла связать журналиста "Клопс.Ru" со своим шефом. В конце концов, после настойчивых просьб заявила, что он "сам перезвонит, если посчитает нужным". Мухомор так и не перезвонил. Видимо, нужным не посчитал.
Весь покрытый рекламой, абсолютно весь
Официальной или хотя бы неофициальной статистики о количестве рекламы на калининградском городском общественном транспорте не существует. Косвенно об этом можно судить по готовности местных рекламщиков и транспортников работать с подобного рода заказами. Из десятка агентств, до которых удалось дозвониться, ни в одном не отказались размещать наклейки на транспорте. Вне зависимости от их размера.
А в самой крупной рекламной фирме области корреспонденту "Клопс.Ru" за 20 тысяч рублей в месяц и вовсе пообещали заклеить выбранный автобус или троллейбус полностью – вместе с окнами и дверями. Менеджер Андрей на другом конце провода с уверенностью заявил, что ограничений в размещении нет.
В другой местной фирме заклейка транспорта – один из основных видов бизнеса. На выбор клиенту предлагается заклеить только борта ниже окон, окна частично или окна полностью от пола до крыши. Последний подход компания честно назвала "мобильным билбордом", как бы признаваясь, что в этом случае автобус уже и не совсем автобус, а скорее передвижной рекламный щит. В этой же компании научились извлекать плюсы из проблем общественного транспорта Калининграда.
"Городские автобусы и трамваи, к сожалению, не самый быстрый вид транспорта, - сообщается на сайте фирмы. - Но нам это и на руку: рекламное объявление на автобусе или трамвае в Калининграде успеет запросто разглядеть и прочитать каждый".
И во всех рекламных агентствах, с которыми удалось пообщаться корреспонденту "Клопс.Ru", уверяли, что реклама на транспорте ни в коем случае не вызовет недовольства у пассажиров. А некоторые менеджеры, как показалось, искренне уверены в том, что пассажиры автобусов с восторгом встретят очередную наклейку, закрывающую им окна.
"Реклама совершенно не мешает пассажирам, - уверил меня один из менеджеров. - Специальная тонировочная пленка пропускает свет, поэтому видимость она не ограничивает".
Транспортники тоже, за редкими исключениями, не отказываются от лишних денег и возможности использовать свой автопарк в качестве рекламных носителей. Правда в некоторых все же предупредили, что наклейки не должны мешать пассажирам и водителю, а в двух-трех отказались наотрез, заявив, что рекламу не размещают в принципе, потому что "это ужасно". Но таких немного.
"В начале декабря в общественной палате на заседании по развитию общественного транспорта я озвучивал свой доклад по этой теме, - рассказывает представитель одной из транспортных компаний Александр Бородулин. - Реклама отвлекает других участников движения. Несомненно, это подспорье для транспортников, но то, что творится сейчас, это безобразие".
Пальму первенства по размещению рекламы в городе удерживает, судя по всему, тот же "Калининград-ГорТранс". В крупнейшей рекламной компании региона заявили, что работают исключительно с МКП, и в заказчиках недостатка нет. Менеджер пообещал, что фирма в кратчайшие сроки уладит все вопросы с транспортной компанией и согласование будет недолгим. Так же быстро решить все формальности обещали и в других рекламных агентствах.
Самое странное, что и рекламщики, и транспортники, как выяснилось, не лукавили. Согласование размещения плакатов и наклеек на общественном транспорте на самом деле не занимает много времени. Просто потому, что согласовывать не с кем – органы власти абсолютно не контролируют этот рынок.
7 кругов власти
В городской администрации, куда "Клопс.Ru" обратился с вопросом о том, кто же все-таки контролирует и проверяет рекламу на транспорте, сослались на федеральный закон "О рекламе". Согласно ему, реклама на транспорте не должна создавать угрозу безопасности движения и ограничивать обзор участникам движения. Правда, участниками движения чиновники горадминистрации назвали почему-то лишь водителей общественного транспорта, заявив, что размещение рекламы запрещается только на лобовом стекле и боковых водительских стеклах. Получилось, что рекламой можно заклеить все пассажирские окна полностью, лишь бы это не мешало водителю.
Кто все-таки определяет, ограничивают рекламные наклейки обзор пассажирам или нет, в горадминистрации ответить затруднились. Вместо этого посоветовали обратиться в Госавтоинспекцию. Якобы реклама в данном случае приравнивается к тонировке на автостеклах, а, значит, и проверять ее должны инспекторы ГИБДД. Там, в свою очередь, открестились от рекламы, посетовав на отсутствие законодательной базы.
"Раньше перед размещением рекламы действительно требовалось ее обязательное согласование с Госавтоинспецией, - рассказал старший инспектор отдела технадзора ГИБДД по Калининграду Антон Кайбара, - Однако эти нормы отменили еще в 2000-х".
Как выяснилось, речь шла об изданном в 1998 году приказе МВД России "Об утверждении инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах". Приказ позволял размещать рекламу только на боковых поверхностях автобусов до линии окон. За соблюдением нормативного акта следили сотрудники ГАИ. Однако в 2007 году приказ отменили, с этого времени согласование рекламы с ГИБДД не требуется.
Теперь, по словам Кайбары, в технических требованиях рекомендаций по поводу рекламы нет. И если троллейбус, автобус или трамвай соответствуют техническим требованиям, то даже весь залепленный рекламой он пройдет техосмотр.
Не контролируют рекламу, как оказалось, и в региональном управлении государственного автодорожного надзора. Главный инспектор Любовь Фазилова удивилась, когда услышала от корреспондента "Клопс.Ru", что размещение рекламы на транспорте никто не контролирует.
"Раньше для размещения рекламы на автобусах требовалось согласование ГИБДД", - уверенно заявила Фазилова. Видимо, она имела в виду все тот же уже отмененный приказ МВД 1998 года.
Еще одно обращение в городскую администрацию привело и вовсе к парадоксальному результату. Выяснилось, что не контролирует рекламу на транспорте специально для этого существующая комиссия по общественному контролю за наружной рекламой.
"Мы контролируем размещение рекламы на стационарных объектах, - пояснил член комиссии, депутат городского совета Андрей Шумилин. - А размещение на транспорте регламентируется только договором между собственником транспортного средства и рекламодателем".
Слова Шумилина подтвердил и ответ на очередной запрос в администрацию Калининграда. Документ за подписью главного архитектора Вячеслава Генне гласил:
"Разрешения на размещение рекламы на транспортных средствах действующим законодательством не предусмотрено. Окончательное решение о размещении рекламы осуществляется на основании договора между рекламодателем с собственником транспортного средства".
"Разрешения на размещение рекламы на транспортных средствах действующим законодательством не предусмотрено. Окончательное решение о размещении рекламы осуществляется на основании договора между рекламодателем с собственником транспортного средства".
Выхода нет
Есть и еще один аспект, о котором забывают и перевозчики, и рекламные агентства и госорганы. Автомобильные эксперты в один голос уверяют – даже обычная тонировочная пленка из полиэстера приводит к тому, что стекло машины становится сложнее разбить. В наружной же рекламе чаще всего используются поливинилхлоридные пленки – на порядок толще и прочнее.
Даже сами рекламщики в своих буклетах хвалят эти материалы за "стойкость к истиранию и ударам". Оно, может быть, и хорошо для билбордов и вывесок, но в автобусе, где окна – это аварийные выходы на случай ДТП… Продираясь через намертво заклеенное аварийное окно из, не дай Бог, попавшего в аварию троллейбуса, будете ли вы радоваться "стойкости к ударам" рекламной наклейки, не выпускающей вас наружу?
В ГОСТе 2007 года Р 41.52 "Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств <…>" прямо говорится "Каждое запасное окно (emergency window) должно иметь легкоразбиваемое безопасное стекло. Последнее положение исключает возможность использования слоистого или изготовленного из пластического материала стекла" (пункт 5.6.8.2.). Вряд ли кто-то проводил испытания заклеенных рекламой окон на прочность, но маловероятно, что с наклеенной пленкой стекло станет более "легкоразбиваемым", чем без него. Знали ли об этом ГОСТе транспортники, рекламщики и чиновники все то время, пока автобусы и троллейбусы зарастали рекламой? Не знали или не хотели знать?
И последнее. Я по-прежнему не вижу свою остановку, когда еду на работу. И судя по опросам горожан – я не одна такая. Из более чем двух тысяч опрошенных читателей "Клопс.Ru", 70 процентов, или 1405 человек, заявили, что реклама на автобусах, троллейбусах и трамваях им мешает. К сожалению, согласно законодательству, во внимание принимается точка зрения лишь двух сторон: рекламодателя и руководителя транспортной компании. Мнение общественности по поводу общественного транспорта им учитывать необязательно.
P.S. Во время подготовки материала стало известно, что после обращения "Клопс.Ru" рекламой на калининградском общественном транспорте заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба. В региональном управлении ФАС пообещали проверить, насколько размещение рекламы на окнах автобусов, троллейбусов и трамваев противоречит нормам и законам РФ.