11:20

Как Владимир Егоров отметил юбилей

  1. Новости


Спустя минуты хозяин появился в гостиной уже в рубашке и строгих темных брюках, подтянутый, стройный и не по годам молодой.

Владимир Егоров провел нас в свой рабочий кабинет, где написал мемуары о жизни в годы службы на флоте и губернаторства. На этой неделе книга «Вахту сдал исправно» выйдет в издательстве Литвы.

- Это первая часть моих воспоминаний, связанная с флотом, - рассказал Владимир Григорьевич. - А вторую часть о «губернаторском периоде» - пятилетке на должности - пока редактирую. По правде сказать, долго размышлял, писать или нет, но решил написать то, что знаю только я. Чтобы мои близкие и друзья почитали. Недавно получил книжку в подарок от друга, с которым мы вместе служили. Это Валерий Ширский. Вот его письмо, почитайте.

Дружеское послание оказалось лаконичным: «Володя, каким ты был, таким ты и остался, несмотря на звезды. Не умеющий материться адмирал». Здесь же, в кабинете, находится предмет особой гордости Егорова - коллекция холодного оружия в специальном застекленном шкафу.

- Когда внуки были маленькие, разрешал им поиграть с саблями, - смеется.

На Новый год наряжается… Снегурочкой

Хотя никто из детей и внуков с военно-морским флотом свою судьбу не связал, Владимиру Егорову есть чем гордиться. Сын Сергей работает председателем регионального отделения Ассоциации международных автоперевозчиков. Дочь Ольга занимается бизнесом. Надежды подает и юное поколение, продолжатели рода Егоровых - четыре внука и внучка.

- Ребята учились в лицее № 49. Малышами четыре дня в неделю жили у нас, - говорит Владимир Григорьевич.

- Для них мы устроили детскую комнату. А сейчас внуки взрослые, живут отдельно, а детская осталась, - включилась в разговор Людмила Васильевна. - Старшему внуку Сергею 24 года, он окончил БГА, специалист по автоматизированным системам управления. Но выбрал более высокооплачиваемую работу, трудится в автосервисе, недавно женился. Теперь ждем правнуков.

Неизменная семейная традиция - вместе встречать Новый год.

- Владимир Григорьевич наряжается Снегурочкой, надевает парик с белыми косами, - раскрыла семейную тайну Людмила Васильевна. - Я играю роль Деда Мороза. Раздаем подарки внукам, они поздравляют нас. А когда наши дети росли и мы жили в Балтийске, обязательно новогоднюю ночь проводили у моря: жгли костер, пекли картошку.

В гостиной в «красном» углу я заметила великолепную шахматную доску с шикарными фигурами.

- Часто играем, но не с Людмилой Васильевной. Играю с гостями и внуками, - объяснил Владимир Григорьевич.

- И кто кого?

- На этапе обучения внуков всегда я проигрываю.

«Готовить не умеет»



- Я вышла замуж за курсанта в 1960 году, - продолжила Людмила Васильевна. - Кроме любви у нас за душой ничего не было. У меня папа погиб на войне, мама работала директором сельской школы. У Володи, он старший сын в семье, два младших брата и сестра. Жили все одинаково бедно. Володина мама мечтала лишь об одном: чтобы дети получили хорошее образование. И все они окончили питерские вузы. Володя для сестер и брата пример, за ним все тянулись, он всем помогал.

- Пойду, поставлю чай, - засмущался Владимир Григорьевич.

- Ваш муж отлично выглядит. Есть в этом ваша заслуга?

- Я всегда старалась, и дети меня в этом поддерживали, чтобы Владимир Григорьевич мог полностью сосредоточиться на службе, а потом на работе губернатора, о неприятностях ему не сообщали, чтобы душа у него спокойна была. Житейские проблемы, детей, их учебу, поступления в институт, переезды, ремонты - все брала на себя. Для меня этот «крест» не был тяжелым. Большинство мужчин имеют возможность помогать женам, но не помогают. Я знала: будет свободная минутка, он меня от любых забот избавит, на родительское собрание сходит, во всем поможет. Он только готовить не умеет.

Владимир Егоров вернулся с кухни и с нежностью посмотрел на любимую супругу:

- Моя жена большая труженица, как говорил в детстве наш сын Алексей - мама, ты работаешь, как при царском прижиме.

- А мой муж на все руки мастер, - ответила Людмила Васильевна. - До переезда сюда жили в доме на улице Шиллера. Кран потечет, что-то поломается - сам чинил. Сантехника не вызывали.

Хотел стать инженером



- Мои мама и папа были простыми рабочими, - вспоминает Владимир Григорьевич. - Во время войны нас эвакуировали из Москвы в Тамбовскую область. Там в восьмом классе сельской школы я встретил свою школьную любовь - мою Людмилу. Школа была в 10 километрах от дома, зимой ходил на лыжах, весной и осенью ездил на велосипеде.

- Стать военным моряком мечтали с детства?

- Нет, помог случай. Моя будущая супруга решила поступать в Ленинград, в институт имени Герцена, а я планировал уехать в Харьков, в вуз, где готовили горных инженеров. Но планы изменил. И в Ленинград мы поехали вдвоем. Люда поступила, причем отлично сдала экзамены, а я недобрал один балл в горный институт. Пошел работать на завод. Потом узнал, что в Питере есть высшее военно-морское училище инженеров оружия. Конкурс - пять человек на место. Среди абитуриентов было много ленинградцев, но я прошел. Вот так в 1957 году определилась моя флотская судьба.

Когда грянуло «хрущевское» сокращение армии, военное училище, где учился будущий командующий Балтийским флотом, закрыли.

- Я перевелся в военно-морское училище имени Фрунзе на четвертый курс, окончил с золотой медалью. Там есть специальная доска с фамилиями медалистов. Когда бываю в Питере, обязательно захожу и протираю эту доску, - улыбается Владимир Егоров. - Последний раз протирал ее в 1999 году, после защиты диссертации. Я ведь мечтал о карьере военного инженера, мечтал заниматься наукой. В адъюнктуре хотел остаться. Но определяющей стала беседа с начальником полит-отдела. Он сказал: «Послужи на флоте три года - диссертация от тебя никуда не уйдет».

На стажировку молодой лейтенант отправился на Северный флот, уверенный в том, что попадет на подводную лодку.

- А мест на лодках не было. Нас разместили на эсминце, где мы готовились пойти на новостроящиеся корабли, - вспоминает адмирал. - А в итоге я попал в Калининград, на завод «Янтарь».

«Резать корабли было жалко»



С 13 сентября 1991-го до конца 2000 года Владимир Егоров командовал Балтийским флотом. Назначение на эту должность фактически совпало с путчем ГКЧП. Оперативное пространство «советского присутствия» на Балтике было разорвано. Мы лишились союзников по Варшавскому договору.

- Когда я принимал флот, было 308 кораблей, передавал - 100 кораблей, а 101-й - крейсер «Аврора», - качает головой Егоров. - Времена были сложные. Нам пришлось тогда создавать новый ВМФ России. Корабли старше 15 лет не было смысла оставлять в составе флота, их резали на металлолом. Это было очень тяжело. Из ГДР, Польши, Прибалтики и Белоруссии выводились вооруженные силы, которые нужно было разместить в двух районах дислокации - в Калининграде и Кронштадте. Тогда на Балтийском флоте служило 125 тысяч человек личного состава! Потом было объединение с частями 11-й армии, завершенное в 1997 году. В результате была создана интегрированная структура для действий на море, суше и в воздухе. ПВО объединили с авиацией флота. Так появились две группировки под моим командованием - Калининградский особый район и Балтийский флот. Конечно, перемены потребовали больших сокращений. Но тем не менее мы обеспечивали увольняемых офицеров жильем. За время моего командования квартиры получили 15 тысяч семей.

- Владимир Григорьевич, а в область вернется ядерное оружие вместе с РЛС и «Искандерами»? - с любопытством засланного шпиона спросила я.

- Давайте не будем касаться этой темы. Пока все решается на политическом уровне. А то распугаем ядерным оружием весь бизнес. Лучше поговорим о сомалийских пиратах. Даже в 21 веке морской разбой требует применения вооруженных сил. Наши корабли не в первый раз выполняют задачи по обеспечению безопасности мореплавания гражданских судов. В советское время был торпедный катер Т-72 и тоже в Африке использовался для таких целей. «Неустрашимый» - современный боевой корабль, кроме того, он дополнительно вооружен пулеметами.

- А куда пираты вкладывают «выкупные» деньги?

- Наверняка тратят на жизнь и закупку топлива, оружия и боеприпасов. Они же несут большие военные расходы, - объяснил адмирал.

Огород отдал супруге

Пока мы пили на кухне вкусный свежезаваренный чай, Людмила Васильевна угощала нас бесподобным творожным десертом. Заговорили о земле, ее плодах и урожае. Лето большая семья Егоровых по традиции проводит на даче в Светлогорске или на деревенской фазенде в поселке Донском. Занимается цветоводством Людмила Васильевна.

- А Владимира Григорьевича можно застать на грядках?

- Раньше он огородом не занимался. Поэтому осуществляет моральное руководство.

- Учитывая, что участок в Донском является моей собственностью, сдал его в аренду супруге, - шутливо объяснил адмирал.

- Помню, когда он перестал быть губернатором, приехали в Донское, - вспомнила Людмила Васильевна. - Он гуляет по своему поместью и восторгается: «Как чудесно!».

- Да я весны не видел - служба в море, потом губернаторство, - вздохнул Владимир Григорьевич. - Искренне говорю: весеннюю природу чувствую только последние два года. Для меня это своего рода открытие. Как бы задержать этот миг...