13:09

Нани Брегвадзе: «Никто лучше грузин не понимает русский романс»

  1. Новости

Особую, элегическую ноту привнесла в юбилейный фестиваль искусств «Балтийские сезоны» музыкальная программа «Три грации» с участием великолепной Нани Брегвадзе, ее дочери Эки Мамаладзе и внучки Натальи Кутателадзе. Три царственно красивые женщины, изысканные романсы, благородные, как старые вина, – все это стоило и смотреть, и слушать.

«Не люблю, когда поют без опыта переживаний»

– Нани Георгиевна, как сложилось ваше творческое трио?

– И дочка, и внучка поют с раннего детства. У внучки просто-таки роскошное бархатное меццо-сопрано. А осенило меня, когда обе подросли. Ведь семейный ансамбль потому и семейный, что все его участники чувствуют и понимают друг друга с полуслова и полувздоха. Я учу их всему, что умею сама, не хочу, чтобы мой опыт пропал бесследно – я же не вечная… В то же время они боятся, чтобы им не перешла моя манера, мои нюансы. А я им говорю, что вы должны пропустить через себя то, что поете, – только так возможно сохранить свою индивидуальность, не раствориться в чужой манере. А вообще, знаете, я не очень люблю, когда начинающие певицы поют романсы – нет у них еще опыта переживаний.

– То есть романс – возрастной жанр?

– Конечно, необходим опыт жизни, переживаний, потерь.

– А если в личной жизни исполнительницы полный штиль – ни страстей, ни страданий?

– А неважно, пусть все будут счастливы! Когда долго живешь, проникаешься не только своим опытом, но и чужим. Но вообще, знаете, что я скажу: лучше грузин русский романс никто не понимает. Ведь именно грузины сильны своей напевностью, именно в Грузии сильна традиция салонного пения. А романс – это салонный жанр, можно даже сказать, аристократический.

– Тем более что вы – из древнейшего княжеского рода Микеладзе?

– Это так. Сейчас я говорю об этом свободно, а в советское время признаваться в этом было не принято. Тогда почему-то считалось, что лошадей и собак можно считать родовитыми, а людей следует стричь под одну гребенку. Мои бабушка и дедушка с материнской стороны были дворянами, из княжеских родов Микеладзе и Лордкипанидзе. Богатые, блестяще образованные, они имели свой салон, куда приходили достойнейшие люди того времени, беседовали и очень много музицировали. А бабушка считалась первой красавицей, королевой всех балов.

«Мне претит слово «звездность»

– На советской эстраде исполнительницы пели либо о лютиках-березках, либо что-нибудь идеологически выверенное. А вашим фирменным знаком стал романс. Как это допустили?

– Вы знаете, мне везло – чиновники закрывали уши и глаза. Хотя не сразу. Когда я только начинала петь в этом жанре, нервотрепки и слез хватало. К счастью, времена изменились, романс в фаворе. Чего только стоит замечательная передача «Романтика романса», смотрю ее всегда с наслаждением.

– А как вы стали солисткой знаменитого ансамбля «Орэра»?

– Этому предшествовало другое большое событие. В 1964 году после долгого отбора – сейчас это называется кастингом – я, Зыкина, Юра Гуляев и вокально-инструментальный ансамбль «Орэра» выступили во всемирно известном зале «Олимпия» в Париже. Это были два месяца счастья и экзотики – за нами все время следовали папарацци, это казалось чем- то невероятным. Вернувшись в Грузию, я по приглашению руководителя Роберта Бардзимашвили начала работать в «Орэра», с которым объездила более 80 стран.Не знаю, как допустила это моя мама, которая меня очень строго воспитывала (смеется)! Но я вскоре стала там за свою, меня даже называли мужским именем. Именно тогда началась наша крепкая дружба с Вахтангом Кикабидзе, который был барабанщиком и вокалистом «Орэра».

– Случается вам использовать фонограмму?

– Сольные концерты под фонограмму для меня неприемлемы. Порой голос может звучать плохо, но отказаться выступать вживую позволить себе не могу. Однажды во время концерта я забыла слова песни, остановилась и сказала: «Извините, я забыла слова». Знаете, какая была реакция? Все начали аплодировать, поняв, что я пела вживую.

– Как вы относитесь к распространенному сегодня понятию «звездность»?

– Мне это слово претит. Помню, как моя близкая подруга, великая актриса Софико Чиаурели, шутила: «Звезды не ходят на базар с авоськами, не подметают двор, а я это делаю». И ведь действительно делала! И я понятия не имею, что такое «звездность», у меня этого никогда не было, слава богу. Мне всегда помогала самоирония. В том числе во время всяких нелепых случаев. Я часто падала на сцене, зацеплялась за что-то. Однажды во время концерта в Одессе провалилась в люк, когда после аплодисментов покидала сцену. На том концерте присутствовал мой друг режиссер Георгий Данелия, который после концерта сказал: «Слушай, какой хороший номер у тебя! Особенно мне понравился момент, когда ты вдруг исчезла». А однажды я выступала со своим бессменным аккомпаниатором Медеей Гонглиашвили. И вот последний романс, вступление, и я понимаю, что забыла слова. Я тихонько подхожу к Медее, а она всегда мне подсказывала, и спрашиваю, как начинается текст. А она отвечает: «Ты издеваешься? Я мелодию забыла!»

– Как вам удается сохранить голос?

– Я много лет занималась йогой, это отлично укрепляет связки. Потому голос до сих пор «идет».

– Смотрите проект «Голос»?

– Я от этого проекта в восторге – сколько у нас талантливой молодежи. Но мне не очень нравится, что они поют американские песни. Песни прекрасные, но их уже прославили другие люди. А им надо свое лицо искать. Вот как когда-то Пугачёва метеором ворвалась на нашу эстраду. Пока что ее никто перепеть не смог…

Справка «СК»

Нани Брегвадзе родилась в Тбилиси в 1938 году. Окончив музыкальную школу и техникум, стала студенткой Тбилисской Государственной консерватории. Выступив в 1964 году в Париже в зале «Олимпия», она покорила западную публику. Вернувшись на родину, Брегвадзе получила предложение стать солисткой ансамбля «Орэра», официально признанного лучшим музыкальным коллективом Грузии XX века, где и проработала 15 лет. С середины 1970-х начала сольную карьеру. Занимается педагогической деятельностью: с 2002 года заведует эстрадно-джазовой кафедрой в МГУ имени М. В. Ломоносова. Профессор МГУ. Имеет множество наград и званий, в частности – народная артистка Грузинской ССР, народная артистка СССР, почетный гражданин Тбилиси. В последние годы выступает вместе с дочерью и внучкой.