Одна из знаменитых прусских усадеб в бывшем Грюнхофе (ныне – Рощино Зеленоградского района) практически умерла. Главное здание имения на треть обрушилось. "Комсомолка" побывала в некогда шикарном месте. От былой роскоши здесь почти ничего не осталось.
"Крыша протекала – и стена упала"
Усадьба много лет пустовала, окна и двери были заколочены. На стенах огромными буквами кто-то вывел: "Частная собственность". Вот, пожалуй, и все меры защиты памятника истории. Дворец медленно разрушался, и, наконец, стены и крыша не выдержали.
– Рухнуло ночью. Грохота сильного не было. Здание словно осело, сложилось. Наутро все вокруг было в пыли и кирпичах, – рассказывают местные жители, окна которых выходят прямо на обваленную стену.
В проеме теперь видны комнаты, шикарная винтовая лестница, темень чердака, балки... Жители Рощино винят во всем сырость. Мол, худая крыша подтекала и потому стены промокали, потеряли прочность и здание рассыпалось.
Рядом с барским домом есть несколько конюшен. Они пока стоят, но состояние их такое, что осталось стоять, видимо, уже недолго. А ведь места эти с историей. В 1623 году усадьба упоминается как охотничий замок Великого курфюрста, построенный по указанию его величества бранденбургского курфюрстера и прусского герцога.
В 1697 году тут построили охотничий домик, в который Петр Первый приезжал поохотиться на лосей. В 1700 году на месте охотничьего домика потсдамский мастер Эльтестер построил для курфюрста каменную усадьбу в стиле барокко. Стены в ней были украшены рельефами грифонов и лебедей. Были там балюстрады со статуями и кадки с цветами. Усадьбу окружали три пруда и великолепный парк.
От парка остались старые деревья и дорога, вымощенная булыжниками. Пруд пересох, все поросло камышами. Лишь тоненький ручеек течет, да лягушки неспешно прыгают.
Богатый москвич
В администрации Ковровского поселения, в чьем ведении поселок Рощино, от древней усадьбы открещиваются. Все в один голос твердят, что "имущество это никогда не принадлежало муниципальному образованию". Главы администрации на месте не было, и "Комсомолка" поговорила с Валерием Демоновым, завсектором имущественных отношений Ковровской администрации.
– В советские годы и позже здание было в составе имущества колхоза имени Калинина, – говорит он. – Там был профилакторий, несколько кабинетов правления колхоза... Человек, который руководил профилакторием, сам там поддерживал порядок, реставрировал все. А потом он умер. А тут еще и начался переходный период, Перестройка. Комплекс начал приходить в запустение. Потом здание усадьбы полностью закрылось.
После развала колхоза здание было в паевой собственности физических лиц, бывших колхозников. В начале 2000-х годов со страшными окнами-глазницами здание немецкого поместья выкупил какой-то богатый человек. Имени его никто в Рощино или Коврово не называет. Одни говорят, что он бизнесмен из Москвы, другие и вовсе слышали, что он живет во Франции, но иногда приезжает в Калининградскую область. Нам удалось связаться с его помощником и другом, который находится в Калининграде. Мужчина был вежлив, представился Вадимом.
– Здание имения сейчас принадлежит физическому лицу. Человек живет в Москве, он не хочет афишировать себя. Но здание он не бросает, приезжает сюда, налоги платит. За имением ухаживают: налажена охрана, окна забиты, чтобы посторонние не лазали, траву вокруг окашивают. Хозяин приобретал имение почти в том виде, в котором здание находится сейчас. Оно не было памятником архитектуры, не состояло в списке объектов культурного наследия. Покупали его как обычное здание, как сарай.
Такой роскошный вид усадьба Грюнхоф имела в XVIII веке. Старинная гравюра.
– Свидетельство о собственности оформили в 2005 году, – рассказывает Вадим. – После покупки были грандиозные планы: обустроить территорию, сделать там красивую зону с гостиницей и рестораном. Очень долго занимались бумажными делами, оформляли документы больше года. Пока оформляли, грянул кризис 2007-2008 года. Вышло так: когда покупали, средства на гостиницу и благоустройство были зарезервировали, но пока оформление тянулось, средства отвлекли на другие объекты. Но и сегодня эти планы существуют, от них не отказываемся. Основная идея – восстановить здание в том виде, в котором оно было. Это однозначное мнение хозяина. Он считает, что смысл этого проекта именно в сохранении здания имения. Будут деньги – будет восстанавливать.
Подключили прокуратуру
В Службе госохраны объектов культурного наследия Калининградской области о старинной усадьбе-памятнике и об обрушении знают. Выезжали на место, все изучили.
Согласно постановлению правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года "Об объектах культурного наследия регионального и местного значения", усадьба на особом охранном положении. В постановлении главное здание поместья значится как "Дом усадебный" и является объектом культурного наследия местного, муниципального значения.
– Стало быть, это полномочия органов местного самоуправления, – говорит Лариса Копцева, руководитель Службы госохраны объектов культурного наследия. – Мы будем обращаться в прокуратуру с просьбой согласовать внеплановую проверку органов местного самоуправления и их действий по сохранению памятника. По закону имеем право проверять муниципалитет и то, как они выполняют свои полномочия и обязательства. Будем разбираться, и решать, кого и как наказывать, кого штрафовать. Я вообще в шоке от того, что случилось. Усадебный дом, шикарное место! Что тут можно сказать? Это целенаправленное воровство – здание разбирают на кирпич. Действия местных властей просто недопустимы. Перед этим памятником у них были и есть определенные обязательства. Открещиваться от своих полномочий они не могут. Будем разбираться с привлечением прокуратуры и точка.
Справка "КП"
"Грюнхофф" переводится с немецкого как "Зеленый двор". Орденский двор Грюнхофа был знаменит конным заводом, документально упоминающимся с 1322 года.
В 1814 г. король Фридрих Вильгельм III пожаловал усадьбу вместе со всеми пристройками фельдмаршалу графу Фридриху Вильгельму фон Бюлову фон Денневиц (1755-1816) – барон, затем граф фон Денневитц (7 августа 1814), прусский генерал от инфантерии. Владелец имения прославился в годы войн с французами. Именно его корпус вслед за русской армией гнал из Нидерландов и Бельгии армию Наполеона. Отличился генерал и в битве при Ватерлоо. Приставки "фон Денневиц" был удостоен за блистательную победу в сражении 1810 года под Денневицем. В 1812-м Фридрих Вильгельм Бюлов стал губернатором Восточной и Западной Пруссии. За военные заслуги наследный принц Нидерландов подарил ему саблю Наполеона, а на родине курфюрст презентовал герою усадьбу в Грюнхофе. Именем Бюлова даже назвали улицу в Кенигсберге (теперь это улица 1812 года), его сделали почетным гражданином города, а площадь, что возле гимназии № 1, переименовали в «Бюловплац».
Современный вид здание приобрело в 1851-1854 годах, и представляло собой сочетание неоготического и позднеклассического стилей. Дворец расширяется по южной стороне пристройкой с лестницей в башне и верхним этажом, исполненным по проекту архитектора Мора из Кенигсберга в стиле неоренессанс. Территория поместья составляла 2175 га, из которых 725 га занимали леса, 175 га луга. Примечательной особенностью имения была коллекция рогов, которую долго собирали в парадной зале.