11:23

Хирург или композитор?

  1. Новости

После Второй мировой новые власти не прочь были переименовать в Кёнигсберге все, на что падал взгляд.

Но фантазия не безгранична, да и список видных деятелей международного рабочего и коммунистического движения, в честь которых тогда принято было называть улочки-переулочки, оказался короток. В какой-то момент на помощь топонимическим комиссиям пришли герои войны, но и их не хватило. Наверное, поэтому многие улицы так, по сути, и не были переименованы. Их названия просто перевели на русский: Литауэр валль стал Литовским Валом, Канонен-вег – улицей Артиллерийской, Мюльхаузен – Мукомольной, Цигель-штрассе – Кирпичной, Ан ден Биркен – Березовой и так далее. Кроме того, свои имена сохранили улицы, названные в честь известных ученых, поэтов, музыкантов. Например, Шиллера, Бесселя, Вагнера.

Подарок фюреру

Такое решение можно только приветствовать. Действительно, зачем изобретать велосипед? Однако улицу Вагнера, на мой взгляд, все же следовало бы переименовать в... улицу Вагнера. В смысле в улицу Карла Эрнста Альбрехта Вагнера – профессора медицины Кёнигсбергского университета, благодаря которому была открыта клиника на Друммштрассе – современная Портовая больница. Дело в том, что в 1888 г. улица была названа в его честь, однако, после того как к власти пришли нацисты, ее переименовали в Рихард Вагнер-штрассе. Гитлер очень любил этого композитора, особенно его «Полет валькирий». Вот местные, кёнигсбергские фашисты и решили сделать своему фюреру приятное...

Сраженный тифом

...К сожалению, о Карле Эрнсте Вагнере известно немного. Мы знаем, что он родился 3 июня 1827 г. в Берлине. Учился на медицинских факультетах Берлинского и Гейдельбергского университетов. Работал в клинике знаменитого Лангенбека, Берлинском университете, гарнизонном лазарете в Данциге. В 1858 г. Карл Эрнст стал профессором медицины в Кёнигсбергском университете. Примечательно, что когда его приглашали сюда, он согласился приехать лишь, когда получил обещание, что в городе скоро появится университетская хирургическая клиника. Ее строительство началось практически сразу, как только Вагнер прибыл в Кёнигсберг.

Говорят, Карл Эрнст принимал в этом процессе самое живое участие, чуть ли не ежедневно приходил на стройплощадку, вносил изменения в проект.

Сейчас Портовая больница – одно из самых живописных довоенных строений Калининграда. Его фасад украшен медальонами со скульптурными портретами двух знаменитых немецких врачей. Справа – Иоханн Фридрих Диффенбах (1792–1847), прославившийся филигранным мастерством пластического хирурга, слева – Август Готтлиб Рихтер (1742–1812), написавший знаменитые «Начальные основы хирургии», по которым учились врачи всей Европы. Клиника открылась в 1864 г., и Вагнер тут же ее возглавил.

Однако долго работать Карлу Эрнсту в ней было не суждено. В 1868 г. он подхватил какую-то инфекцию и долго лечился в Висбадене, Аахене и Канне. Полностью восстановиться ему удалось лишь в 1870-м. Однако вскоре началась франко-прусская война, и Вагнеру пришлось отправиться на фронт в качестве главного врача первого армейского корпуса. Вражеские пули пощадили хирурга, а бушевавший в районе театра военных действий (юг Франции) тиф – нет. И 15 февраля 1871 г. Вагнер умер. Ему было всего 44 года. Его тело было доставлено в Кёнигсберг и похоронено на профессорском кладбище.

Побег из Пруссии

Что касается Рихарда Вагнера, то он, конечно, тоже имеет отношение к нашему городу.

Он приехал сюда в 1836 г. вслед за своей невестой Минной Планер, которую пригласили играть в местном театре. Подписывая контракт, она внесла условие: взять Вагнера на работу капельмейстером. Условие-то театр принял, но должность капельмейстера оказалась занятой, и Вагнеру ничего не оставалось, как согласиться быть музыкальным директором театра без твердого оклада.

Вскоре Вагнер и Планер обвенчались и поселись на Штайндамме, 111. Это, кстати, неподалеку от улицы Вагнера. «Много позже известный кёнигсбергский скульптор Вальтер Розенберг выполнил барельеф Рихарда Вагнера, который установили на этом доме. К сожалению, в августе 1944 г. дом вместе с памятной доской погиб под английскими бомбами», – пишет в одной из своих работ доктор философских наук, профессор кафедры философии БФУ имени И. Канта Ирина Кузнецова.

Надо сказать, пребывание композитора в Кёнигсберге оказалось недолгим. В 1837 г. театр обанкротился, и Вагнер, поняв, что не сможет отдать кредиторам долги (за год он назанимал – будь здоров!) бежал в Ригу, где нашел место дирижера оперного театра. Поначалу в Риге у Вагнера все складывалось удачно, но потом он опять назанимал денег. Кроме того, стали напоминать о себе кредиторы из Кёнигсберга. В это время выяснилось, что договор с Вагнером, истекающий в конце сезона, не будет возобновлен. В общем, Вагнер решается бежать и из Риги. До Лондона он добирался через Пиллау. Это было целое приключение, достойное отдельной статьи или даже книги.

Восстановить справедливость

Как бы то ни было, с кредиторами получилось некрасиво. Но вряд ли композитор хотел кому-то зла. Просто так сложились обстоятельства. Не виноват он и в том, что Гитлеру очень нравилась его музыка. Однако названной в его честь улице в Калининграде все же справедливо было бы вернуть имя Карла Эрнста Вагнера. Во-первых, он первый «застолбил» ее, во-вторых, для города Вагнер-хирург сделал куда больше, чем Вагнер-композитор. В-третьих, негоже идти на поводу у нацистов. Ну а потом в Калининграде каждый год появляются новые улицы. Почему бы не назвать одну из них в честь Рихарда Вагнера?