11:29

Раненого Ганса спасла канистра касторки

  1. Новости

Живущий в Израиле ветеран Великой Отечественной войны Абрам Берёзкин рассказал, как спасал в Кёнигсберге бегемота.

Год назад в преддверии очередного дня рождения Калининградского зоопарка, который отмечается 21 мая, «СК» рассказала о нескольких забавных случаях из истории зверинца. Среди прочих мы вспомнили сохранившийся в областном архиве отчет зоотехника Владимира Полонского, как он лечил раненного во время штурма Кёнигсберга бегемота. История эта не новая, но смешная. Поэтому стоит ее повторить. Итак, вот что писал Полонский:

«Бегемот. 18 лет (возраст, судя по всему, указан неверно. В довоенном «Путеводителе по Кёнигсбергскому зоопарку» сообщалось, что в 1936 г. бегемоту исполнилось 14 лет. Значит, в 1945-м ему было 23 года. – Прим. авт.), рост большой, кличка Ганс, был 7 раз ранен и 2 раза саморанение, 13 дней был без пищи и воды... Принял лечение к бегемоту с 14 апреля 1945 г. Впервые оказал помощь водой. Впоследующем попытался дать ему молока. В следующий раз молотой свеклы. Бегемот принялся кушать, но через 3 дня отказался. Я поспешил дать бегемоту водки. Дал 4 литра. После чего бегемот стал сильно просить кушать. Я сперва ему поставил клизму (4 ведра дистиллированной воды), после чего стал кормить его. Бегемот попытался выходить, но так как был пьян, он обранил себя. Боковое ранение (25х24 см), глубина – 4 см, другая рана (6х7см). Бегемот стал кушать, но не оправляется. Я поставил 2-й раз клизму (4 ведра воды). Бегемот стал оправляться. Прошло 2 недели, бегемот кушает слабо. Я решил дать водки, 4 литра. Бегемот стал кушать хорошо. Но обратно получился запор. Я поставил еще клизму (4 ведра воды), бегемот оправляется, но плохо кушает. Я решил дать водки (4 литра), и бегемот отлично стал кушать. Встречались безаппетитные дни, я устранял их переменой пищи… Результат лечения: удалось спасти бегемота, не отходя от него 21 день. Пройдя 1 месяц и 19 дней, я добился полного здоровья и сейчас занимаюсь дрессировкой бегемота как катание верхом по парку и т. д.»

Раньше видел только в зоопарке

После выхода той статьи в редакцию пришло письмо из Израиля. Жительница этой страны – наша бывшая соотечественница Марина Петрова, прочитав статью «СК» в интернете, написала, что ее отец Абрам Берёзкин, которому сейчас 93 года, тоже участвовал в спасении Ганса. Упустить возможность получить неизвестную целых 68 (!) лет информацию мы не могли. Общались по электронной почте. Задавали Марине вопросы, а она, расспросив папу, пересылала ответы нам.

...Абрам Соломонович участвовал в штурме Кёнигсберга в качестве ветеринарного врача. На фронт он попал в конце 1942-го после окончания Московской военно-ветеринарной академии. Молодой ветврач стал служить заместителем командира в 971-м артиллерийском ордена Суворова полку 110-й стрелковой дивизии 50-й армии. В ночь с 8 на 9 апреля 45-го полк стоял в пос. Нойдам (сейчас Васильково). На рассвете 9-го числа Абрама разбудил его ординарец и вызвал к командующему армией генералу Фёдору Озерову. Тот приказал срочно отправиться в практически только что отбитый у немцев зоопарк, чтобы оказать помощь уцелевшим животным. Прибыв на место, Берёзкин увидел лежащего на берегу искусственного водоема раненого бегемота.

«С какой стороны подойти к нему, как его осматривать, папа не знал, так как до этого лишь однажды видел бегемота в Московском зоопарке, – пишет Марина Абрамовна. – Он посоветовался с товарищами, и все вместе они пошли по территории зоопарка в надежде встретить хоть кого из служащих. И вскоре отыскали старика, который, как выяснилось, вырастил бегемота. Папа прекрасно говорил на немецком, поэтому ему не составило труда объясниться с этим человеком и попросить его о помощи. Работник зоопарка зашел в вольер к бегемоту, вслед за ним это сделал и папа... Ранения у животного были совсем незначительные (спасла толстая шкура), а вот пищеварение оказалось в плохом состоянии. Вскоре выяснилось, что голодавший почти 10 дней бегемот просто объелся. Советские солдаты скормили ему несколько ящиков печенья, пустая тара плавала по искусственному водоему... Также папа обратил внимание на то, что вода в нем была вся в зеленых водорослях. Это могло повредить ранкам на коже бегемота. Тогда папа организовал расчистку водоема и доставку бочками свежей воды. Что и сделали солдаты из его полка.

А вот что может спасти плохое пищеварение бегемота?

– По просьбе отца принесли канистру касторки, старик немец открыл гиганту пасть, и папа залил туда лекарство. Потом обработал раны.

Служебные обязанности не позволяли Абраму Берёзкину дальше оставаться возле бегемота. Ветврач уехал из города.

Судьба ветврача Берёзкина

Входит ли рассказанная Абрамом Соломоновичем история в противоречие с отчетом Полонского? Представляется, что нет. Зоотехник приступил к лечению Ганса водкой 14 апреля – уже после того, как Берёзкин уехал из города. Правда, Марина Петрова пишет, что ее отец через несколько дней (20 апреля) приезжал в Кёнигсберг узнать, как чувствует себя его пациент. Однако про Полонского и про его метод лечения в ее письме – ни слова.

Как бы то ни было, и у Ганса, и у Абрама Берёзкина дальнейшая судьба сложилась, в общем, счастливо. Бегемот прожил еще пять лет и умер в 1950 году в возрасте 28 лет. Причина смерти – «общий сепсис на почве гниения нижней челюсти и дистрофия сердца». В неволе бегемоты дотягивают до 40, а то и до 50 лет. Но для Ганса, на долю которого выпало столько испытаний, и 28 лет – результат.

А Абрам Берёзкин впоследствии сделал неплохую карьеру. В 1948 г. его в звании майора отправили служить в Узбекистан, он стал кандидатом ветеринарных наук, много лет занимал должность главного ветинспектора Самаркандской области и главного ветврача Самарканда. Также помогал жителям Афганистана бороться с сибирской язвой, а в 1961 г. был отправлен на Кубу в помощь местным врачам.

– Все иностранные цирки, которые приезжали на гастроли в Узбекистан из Чехии, Польши, Румынии, Болгарии, доверяли своих животных только доктору Берёзкину, – не без гордости сообщает его дочь.

После распада Советского Союза Абрам Соломонович вместе с семьей переехал в Израиль, живет в г. Мигдаль-ха-Эмек. По словам Марины Петровой, доктор Берёзкин, несмотря на почтенный возраст, и сегодня ведет активный образ жизни – пишет стихи, лечит соседских животных, дважды в неделю посещает бассейн для пожилых и старается не пропускать собрания в совете ветеранов и инвалидов войны.