08:42

В отсутствии Марчелли драмтеатром управляет Михаил Салес

  1. Новости

Обещанный режиссёром полугодовой срок истекает уже в декабре. Однако на афишах информация о премьерах, автор которых… народный артист РФ Михаил Салес.

В кресле Петерова

В областном драмтеатре Михаил Салес занял место бывшего директора Николая Петерова, обосновавшись в его кабинете с приёмной и секретаршей.

- Михаил Абрамович только что ушёл на просмотр спектакля, - вежливо ответила она мне, когда я пришла с просьбой об интервью. - Кабинет Евгения Марчелли - дальше по коридору.

Но сейчас он пуст. Оказалось, что в конкурсе на должность худрука калининградской драмы Евгений Марчелли принимал участие, будучи связанным контрактом не только с Омским драмтеатром, но и с компанией, которая снимает телефильм. Пока Марчелли занимался съёмками в столице, Михаил Салес взял бразды правления в свои руки.

- В обязанности директора входит вообще всё, - сказал он в интервью «КП». - Я, во-первых, по своей профессии режиссёр. Во-вторых, Евгений Марчелли считает (я так думаю) нужным и моё участие в определении репертуара. Конечно, основная задача директора - продажа билетов, но нужно знать, что вы продаете, поэтому я и просматриваю спектакли.

Губернаторскую идею реформировать театр - разделить на труппу и сцену, начать дотировать не театр, а билет для зрителя - новый директор считает симпатичной.

- Условно говоря, билет на постановку должен стоить 5 000 рублей. В эту сумму будут входить затраты на постановки, зарплата актёров и так далее, - высказал свое видение реформы Салес. - Для зрителей сумма неподъёмная, они будут платить за билет, допустим, 300 рублей, а остальные 4700 театру компенсирует бюджет. Будет полный зал - будет нормальный доход.

Дни юного зрителя

Пока что театр только готовит документы к переходу на автономное управление. Из тех реформ, которые уже провёл в жизнь новый директор, - объявление среды и четверга «днями юного зрителя». Правда, смотреть им в театре пока особо нечего.

- У нас нет времени на выпендривание, нужно сделать репертуар для нового сезона, - сказал Салес.

В отсутствие Марчелли обновлять репертуар пришлось ему самому. Салес ставит сразу три спектакля - сказку для детей о мудром вороне, «Дорогую Памелу» Джона Патрика и «Вассу Железнову».

- Все так возмущены тем, что в театре нет постановок Марчелли, но на это же есть объективные причины, - объясняет режиссёр.

- Но если вдруг на постановки Салеса будут просить билетик, считайте, что это тоже Марчелли. Он же худрук театра, и если бы он не дал мне зелёную дорогу, ничего бы не было.

Справедливости ради стоит отметить, что билеты на премьерную постановку Михаила Салеса раскупаются неплохо. И в кассах они пока есть.

- Я пока ещё не видел всех спектаклей, которые были поставлены в театре раньше, но те, что мы с Евгением смотрели, к сожалению, радости не вызвали, - констатировал Салес. - То, что на малой сцене поставлено, вообще за пределами разума. Зачем там водевиль «Беда от нежного сердца»? Если вы его не видели, я вас поздравляю. Мы отдали малую сцену для постановки Сергея Корнющенко.

Тяжёлая сказка о любви

Сергей Корнющенко тоже участвовал в конкурсе на должность худрука областного драмтеатра. В Калининграде он занимается проектом «D-театр». О том, что Корнющенко - автор скандально известной «Риты Шмидт кто угодно» - Михаил Салес узнал только от меня, и тут же заявил:

- Все творческие вопросы я не решаю без Марчелли. Сергея Корнющенко мы предупредили, что любой нетворческий скандал… Тут я как директор проявлю волю!

С Корнющенко мы встретились в Доме актёра, где он с труппой D-театра репетировал новую постановку - «Историю одного города» по Салтыкову-Щедрину.

- С областным драмтеатром я заключил контракт на постановку одного спектакля на малой сцене, - рассказал режиссёр. - Когда Марчелли приглашал меня, он высказал одно-единственное пожелание: чтобы это было не очень радикально. Ставлю тяжёлую сказку о любви «Тойбеле и её демон» Исаака Зингера и Ив Фридман. Зрители смогут увидеть премьеру в ноябре. Я долго думал об этой пьесе, предлагал поставить её и в Казахстане, и в Воркуте. Но там как-то настороженно отнеслись к идее. Марчелли и Салес постановку ещё не видели. Труппа ещё не дошла до уровня «прогонов», когда можно кого-то приглашать.

«Ну и что, что не Марчелли»

Министр культуры Михаил Андреев во время конкурса лично поручился за то, что Евгений Марчелли выведет театр на новый уровень. Он всецело на стороне нового худрука и уверен, что амбициозное желание Марчелли, о котором он сообщил во время заседания конкурсной комиссии, вполне выполнимо.

- Идёт постановка трёх спектаклей! Ну и что, что их ставит не Марчелли, - пожимает плечами министр. - Художественный руководитель определяет репертуарную политику, его задача не только ставить самому, но и подбирать артистический, творческий и режиссёрский состав. У Жени закончатся контрактные обязательства, он вернётся и сам что-нибудь поставит!

- Как вы относитесь к тому, что малую сцену доверили Сергею Корнющенко?

- Нормально. Один из принципов, который и Марчелли провозгласил, и обсуждался на конкурсной комиссии, - это многоплановость, разножанровость театра.

- Скандала не боитесь?

- В данном случае ответственность с Сергеем Корнющенко делит Марчелли. И он не просто к этому готов. Я полагаю, что идёт творческий процесс по корректировке всего того, что происходит.

По возвращении в Калининград Марчелли прокомментировал ситуацию.

- Я выполнял обязательства по контрактам, которые заключил до прихода в наш театр, был занят на съёмках многосерийного художественного фильма  «Котовский»,  - рассказал худрук «КП». - Но проект перенесли на следующее лето, и я сейчас вплотную занялся калининградским театром. Поскольку работа до нового года была спланирована, я сейчас буду пытаться как-то «встрять» в ситуацию, попробую начать делать постановку. Правда, трудно сказать, какую и когда, потому что все артисты заняты в спектаклях.

Кстати, о своём обещании сделать так, чтобы театр гремел и министры через полгода звонили ему с просьбой достать билетик на очередную премьеру, Евгений Марчелли помнит очень хорошо:

- Это было очень образно сказано, потому что я своих спектаклей до декабря не успею выпустить. Но я уверен, что так оно и будет.