Генеральный директор ООО "Кливер", в прошлом генеральный директор ООО "Лукойл-Калининградморнефть", Юрий Каджоян дал интервью Юрию Хребтову в программе "Бизнес-завтрак" на "Business FM – Калининград". Каджоян рассказал слушателям о том, почему дорожает бензин, какой процент налогов в данной сфере бизнеса, а также о том, чем сейчас занимается его предприятие.
Юрий Каджоян с 1998 года работал генеральным директором ООО "Лукойл-Калининградморнефть". С 2009 года являлся по совместительству генеральным директором ООО "Лукойл-Нижневолжскнефти". Он также удостоен премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники 2004 года за разработку инновационных систем безопасного хранения, перевалки и экспорта нефтепродуктов, является почетным гражданином Калининграда, а также почетным консулом Республики Армения в Калининградской области.
- Юрий Степанович, вся ваша жизнь связана с нефтью. И хотя вы больше известны как человек, который занимался разработкой и добычей, тем не менее, я задам вам некоторые вопросы, в которых, я уверен, вы очень хорошо разбираетесь. Самый больной вопрос для всех наших калининградских автомобилистов: почему так безобразно растут цены на бензин?
- Неожиданный вопрос. Я думаю, что если вы этот вопрос зададите Олегу Аристову, который сейчас в нашем регионе руководит подразделением "ЛУКОЙЛа", и остальным нефтяникам, вы получите один и тот же ответ. Очень большие акцизы, очень большие налоговые составляющие при переработке, при реализации. Поэтому и получается, на самом деле, остановить этот процесс не так просто. Если вы обратили внимание, в тех регионах, в которых есть нефтеперерабатывающие заводы, такие же цены. Поэтому если прибавить, что все-таки наша область оторвана от России и необходима транспортная составляющая, это тяжелое бремя. Поэтому, не защищая никого, я считаю, что у нас еще божеские цены. Хотя мне тоже не нравится платить. Когда я заправляю полный бак своей машины, я с удивлением обнаруживаю, что когда выкладываешь по 2,5 тысячи рублей, то, в общем-то, цены кусаются.
- Основной источник дохода нашего государства – это продажа нефти и газа.
- Ну, не только, но, в основном.
- Цены на нефть сейчас в районе 110-114 долларов за баррель. Они растут. Вы видели когда-нибудь, чтобы они отступили назад? Нет. Кроме того говорят: не раз топливные компании обвиняли в картельном сговоре между собой.
- Я 14 лет отработал в компании "ЛУКОЙЛ" в качестве генерального директора в Калининградской области. Я очень ответственно заявляю, что никогда в жизни за эти 14 лет ни с кем не встречался ни по телефону, ни воочию с глазу на глаз и не договаривался о каких-то картельных соглашениях. Возьмите налоговую составляющую. В Германии и в Польше висят таблички на заправках, где написано, сколько налогов включено в состав цены. А между тем, у нас таких табличек нет. Благодаря им становится понятно, что этот налог у нас все-таки идет на благо жителям региона, России. Каким-то образом можно находить тот разумный баланс, который позволяет делать так, чтобы нефтяникам было выгодно производить нефтепродукты, и чтобы его, в общем-то, было не очень больно покупать.
У любого бизнеса есть свои крайние цели. Есть фактор, от которого ты не уйдешь. Больше 70 процентов приходится отдавать в виде разных налогов, в том числе, и акциза, в частности, на нефтепродукты. Я просто скажу, что когда я был генеральным директором ООО "Калининградморнефти", у нас было много подразделений. Это было типа небольшого холдинга. Прибыль, полученная от реализации нефтепродуктов, в составе нашей прибыли, которую мы получали от нефти, составляла менее трех процентов. Три – это максимум. Если мне более 85 процентов давала прибыль нефть (я не называю цифры, просто в процентном соотношении), то тот бизнес, который мы осуществляли через реализацию нефтепродуктов, составлял не более 3 процентов. Это факт. Это можно просто прийти, посмотреть, проверить.
- Три процента - это же нерентабельно?
- Мы этот процент поддерживали. Сегодня, если посмотреть состояние "ЛУКОЙЛа", в общем-то ситуация достаточно напряженная. Центр прибыли, как правило, это нефтеперерабатывающий завод. Они точно так же покупают сырье на равных условиях. Где бы ни покупали: на своем заводе или на каком-то другом. Покупают по той цене, которая обусловлена рынком.
- Что сейчас с калининградским подразделением "ЛУКОЙЛа"?
- Ничего не произошло. Они как работали, так и работают. Я надеюсь, что будут процветать. На сегодняшний день есть одно из предприятий – завод металлоконструкций, раньше был подразделением "Калининградморнефти", который являлся строителем основных морских объектов. Большая история. Это детище наше. Мы его чуть ли ни с нуля создавали в 1994 году. Мы его реконструировали и сделали из него достаточно современный завод, которым я сейчас руковожу. Он называется ООО "Кливер".
- Юрий Степанович, а расскажите про этот волшебный завод.
- Никакого волшебства нет. Это просто тот завод, который принадлежал "ЛУКОЙЛу". Одно из его подразделений сегодня находится в свободном плавании от "Лукойла".
- Неужели между Светлым и Ижевским этот завод сделал Д6? Такую махину этот завод может сделать?
-Да, конечно. Мы существуем с 1 октября 2012 года. Мы создали ООО "Кливер". Это общество с ограниченной ответственностью, акционерами которого являются частные инвесторы и буровая компания "Евразия", которая сейчас является нашим заказчиком. Мы делаем буровые установки для них и участвуем в тендерах. Мы также будем участвовать во всех тендерах по строительству объектов к чемпионату мира. Я имею в виду металлоконструкции любой сложности. Мы в состоянии это делать. У нас есть конструкторское бюро. Но мы должны иметь проект. Наши конструкторы потом его реализовывают. Мы встречались с директором филиала "Мостовик", господином Петровичем. Обсуждали тему о том, что мы в состоянии делать крупные конструкции для стадиона, перевезти их по воде. Он же на острове будет строиться.
Мы сейчас предполагаем, что будем участвовать в конкурсе, который будет проводить администрация области по выбору подрядчика по строительству объектов к ЧМ: стадиона, вспомогательных стадионов, пешеходных мостов. Это все мы умеем делать.
- Как часто поступают заказы?
- С 1 октября мы уже выполнили первый свой заказ для мощной буровой компании "Евразия". Она оказывает услуги по бурению скважин для всех нефтяных компаний. В большей степени компания бурит более 50% скважин. Также бурит для Роснефти, для "Газпромнефти" и тем, кому нужны эти услуги.
Мы выполнили первый заказ: 4 установки, так называемые ВЛБ. Это те конструкции, которые сегодня необходимы для замены уже выработавших свой срок буровых вышек, оснований, системы подъема. Сейчас мы получили новый заказ. Мы будем делать еще девять таких установок в уже большей комплектации: еще систему передвижений и т.д. Каждая установка весит примерно 200 тонн в том виде, который мы будем делать сейчас. А в целом буровая установка со всеми своими причиндалами весит гораздо больше.
- А металл где берете?
- Металл покупаем на рынке в России и не только. Мы покупаем тот металл, который сегодня дешевле. Но, знаете, в этом бизнесе иногда появляются непонятные вещи. Вот, допустим, в том, чтобы перевезти металл с российских заводов до Калининграда, учитывая наши границы, есть сложности. Но у нас есть здесь несколько поставщиков металла. Конечно, мы объявляем конкурс. Сейчас мы как раз готовимся к очередному конкурсу и будем использовать их возможности.