16:23

Гобоист Алексей Огринчук: "Ваш фестиваль собрал лучших музыкантов"


- Алексей, первый вопрос весьма предсказуем. Почему — гобой? Не флейта, не кларнет? Ведь это один из самых сложных духовых инструментов, если не сказать больше?!
- Когда я был маленьким, родители, оба профессиональные пианисты, часто водили меня на разные концерты. Но представьте себе, слушая даже большой симфонический оркестр, я всегда «видел» именно звук гобоя. Он притягивал меня, что ли... И можно сказать — я в него влюбился! Это действительно очень сложный и капризный инструмент, но он обладает красивейшим, очень чувственным звуком, способным передать самые тонкие эмоции. Гобой — это мой голос!

- Смею заметить, что известных пианистов, скрипачей и виолончелистов гораздо больше. Насколько сложнее гобоисту стать знаменитым в качестве солиста?
- Это сложно, но не невозможно! Конечно, сольный гобойный репертуар невозможно сравнить ни со скрипичным, ни тем более с фортепианным. Однако, и у нас есть настоящие жемчужины — произведения, которые мы проносим с собой через всю жизнь, например, концерты Моцарта, Рихарда Штрауса, романсы Шумана. Тем не менее, гобой по природе солирующий инструмент! Многочисленные оркестровые соло и гениальные камерные сочинения тому подтверждение. Поэтому, надо охватывать все возможные поля деятельности — сольные и камерные концерты плюс работа в первоклассном оркестре. Замечу, что для меня очень важно сохранить баланс. Ведь музыка — это стиль жизни, которому всё подчинено.

- Случались ли у Вас мысли во время учёбы о том, чтобы бросить все к «чёртовой матери» и пойти погонять мячик во дворе? Практиковали родители занятия «из-под палки»?
- Должен признаться, что я иногда прогуливал занятия, и во время уроков, например, по алгебре или физике, играл в футбол прямо во дворе своей школы, Гнесинской десятилетки. Но родителям удалось привить мне ощущение потребности ежедневных занятий. Теперь это в крови, за что им очень благодарен!


- А что Вас больше привлекало во время учебы: процесс или выступление на сцене?
- Фонд «Новые имена», чьим стипендиатом я был, и школа дали бесценнейший опыт многочисленных сценических выступлений с самого детства. Я рано полюбил сцену. Но и понимал, что сначала необходима качественная подготовка.


- Алексей, случались ли у Вас неудачные концерты?
- Вы знаете, мне кажется, даже когда концерт объективно удачный, на сколько это возможно, всегда можно найти то, что можно улучшить и над чем поработать в следующий раз. А так как я настроен по отношению к себе очень критично, чувство полного удовлетворения случается редко!


- Как Вам удалось попасть в «Концертгебау» (Concertgebouw, Королевский оркестр Нидерландов, названный критиками «самым лучшим оркестром Европы». - ББ)?
- Пришлось пройти очень тяжёлый и серьёзный конкурс! Ведь это действительно великолепный коллектив с огромными традициями. Играя в этом оркестре, есть возможность работать с лучшими дирижерами современности, охватить огромный симфонический репертуар. К тому же я интересуюсь дирижированием, и теперь получаю перманентный мастер-класс.


- Тщеславие, амбиции, самолюбие... Что Вы выберете из этого списка?
- Я выбираю амбиции. Но только здоровые! Мне кажется, чтобы чего-то достичь, их их необходимо иметь.

- Вы - постоянный участник «Crescendo». Что это для Вас?
- Мы, участники фестиваля, - команда! Денису (Денис Мацуев, арт-директор Всероссийского музыкального фестиваля «Crescendo». - ББ.) удалось собрать и объединить лучших молодых музыкантов нашей страны! Лично мне фестиваль даёт возможность заново открыть для себя Россию, поддерживать контакт с соотечественниками не только в столице, но и во многих других городах. Это прекрасный проект и мне необыкновенно приятно и важно принимать в нём участие. 

 Алексей Огринчук родился в 1978 году в Москве. Профессионально заниматься на гобое начал в 9 лет. Окончил Московскую Среднюю Специальную Музыкальную школу им. Гнесиных (класс проф. И.Ф. Пушечникова). В 13 лет начались его сольные выступления в России, Западной Европе и Японии. Его игру слушали Папа Римский Иоанн Павел II (ныне покойный), Патриарх Всея Руси Алексий II, Королева Великобритании Елизавета II и принц Майкл Кентский, Королева Испании София. В 1995 г. поступил в Высшую Государственную Национальную Консерваторию Парижа (CNSMDP), которую блестяще окончил в 1999 г., получив единогласно первые призы по гобою и камерному ансамблю (его профессора Морис Бург, Жак Тис, Жан-Луи Капеззали). В 2002 г. окончил аспирантуру CNSMDP.
 Благодаря некоторым особенностям конструкции гобой никогда не теряет настройку. Поэтому по его «ля» настраивается весь симфонический оркестр.
 Современный гобой (нем. Hoboe, от франц. hautbois, буквально — высокое дерево. - ББ) представляет собой коническую деревянную трубку длиной 60 см с узким каналом и двойным язычком, который вставляется в более узкий конец инструмента. Он состоит из трёх частей и чаще изготавливается из африканского чёрного дерева. Звук образуется благодаря колебаниям воздушного столба внутри трубки, возбуждаемым при вдувании воздуха быстрой вибрацией двух тростниковых пластинок, составляющих двойной язычок. Нижний звук извлекается, когда колеблется воздушный столб максимально возможной длины, т.е. воздух, заполняющий трубку по всей длине. Длина столба регулируется рядом просверленных в трубке боковых отверстий, которые исполнитель открывает и закрывает непосредственно пальцами или с помощью системы клапанов. Когда эти клапаны один за другим открываются, столб воздуха укорачивается и звук повышается. Полный диапазон инструмента — от си-бемоль малой октавы до ля третьей октавы.
 В 2002 году Алексей Огринчук — первым из российских музыкантов — получил высшую музыкальную награду Франции — Victoires de la Musique сразу в двух номинациях: «Лучший иностранный артист года» и «Приз публики».
 Помимо оркестра, Концертгебау-зал (Concertgebouwplein) в Амстердаме известен всему миру великолепной акустикой и входит в тройку лучших концертных залов мира, наряду с Венской и Бостонской филармониями. Здание было построено А.Л. Ван Гендтом в элегантном неоклассическом стиле, его фасад украшают скульптурные изображения муз. Зал открыли для публики в 1888 г., а спустя век провели комплексную реставрацию, в результате которой появилось контрастирующее с ним по стилю стеклянное фойе. В Concertgebouwplein выступают самые знаменитые оркестры мира, исполняя не только классику, но и джаз.

565